На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы.
Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращается в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым.
Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В началеХ1Х века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели.
В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.
КАК ДОРОГО ПРОДАТЬ СУВЕЛЬ И КАП БЕРЕЗОВЫЙ ?
Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские мастера неоднократно участвовали в международных выставках и завоевывали высокие награды.
Своеобразно используют березовый кап мастера подмосковного города Хотьково, удачно сочетая его с резными вставками из кости и самшита.
Сравнительно недавно возникло производство изделий из капа в Башкирии, которая славится запасами каповой березы. Весной, как только стает снег, в горные леса юга Башкирии отправляются заготовители капа.
Они осторожно срезают наросты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы и оно не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. Замечено, что древесина капа растет вдвое-втрое быстрее, чем нормальная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.
Кап, растущий на стволе дерева, принято называть стволовым капом, а у корня — капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на два вида: круговые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.
Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя из них можно делать различные декоративные вещицы.
Очень часто капы путают с другими наростами, например с сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле имеет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы. Отличить кап от сувели можно по «спящим» почкам, которые в большом количестве расположены на поверхности настоящего капа и представляют собой небольшие полусферические бугорки. Из некоторых бугорков «проснувшихся» почек могут прорастать тонкие веточки.
Текстурный рисунок капа на срезе — это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и декоративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и древесина его больше ценится у мастеров.
Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.
Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Если вы заинтересуетесь обработкой капа, его можно по договоренности срезать с поваленных деревьев на складе ближайшего леспромхоза.
Начните обрабатывать кап с того, что распилите его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изделия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка. Со временем вы научитесь по форме капа, по расположению спящих почек сразу определять, как его лучше распилить, чтобы обнаружить скрытую красоту. Старайтесь распиливать кап так, чтобы плоскость распила рассекала поперек максимальное количество спящих почек.
Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и малозаметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый простой способ — проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропа-ривание древесины в опилках.
Намочите опилки и положите их на дно кастрюли слоем около 20 мм, сверху положите слой заготовок, покройте его новым слоем опилок и т. д. Теперь поставьте кастрюлю в духовку на два-три часа. В результате запарки из капа удаляется древесный сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, и приобретают множество оттенков — от золотисто-янтарного до темно-шоколадного.
После пропарки высушите заготовки капа в течение нескольких часов в сушильном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но уже не ме-нее недели.
Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различные изделия — некоторые из них показаны на рисунках.
Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным лаком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки — они и-меют более интенсивный блеск и делают тгекстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой — сперва крупной, потом мелкой.
Источник: www.bibliotekar.ru
Художественная обработка капа — «Деревянный малахит»
Кап – это нарост на дереве, резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Он состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. Такую древесину трудно обрабатывать топором и рубанком. Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию, почти каменная прочность и неповторимая, причудливая текстура.
Наросты образуются, когда дерево получает механическое или биологическое повреждение. Из всех встречающихся в природе капов лишь около 10% могут быть использованы для создания декоративных и художественных изделий. От начала до окончания обработки капа может пройти несколько лет, и сократить эти сроки нельзя даже при помощи современных технологий.
Все эти особенности капа обуславливают его уникальность, высокую ценность и оригинальность. Именно этот неповторимый материал и используют в шадринской мастерской. Кап встречается на различных деревьях — на дубе, березе, клене, тополе, яблоне, ольхе, осине, вязе, и это также добавляет разнообразие в каповые изделия. Структура обработанного капа необычайно красива и не повторяется ни в одной работе. Невозможно оторвать взгляд от естественной красоты обработанной древесины.
Кап называют лесным порфиром или деревянным малахитом. Еще в XVI–XVII веках из него изготавливали много интересных вещей, в том числе и посуду, имеющую функциональное значение. Каповая посуда украшала царские пиры наравне со столовым серебром и золотом, соперничая с ними в красоте и величии. Техника выполнения работ из капа стара, как сам мир, это так называемый капокорешковый промысел.
И далеко непростой. Как и века спустя, сначала делаются заготовки, затем с них снимают кору, пилят на части, очень тщательно сушат. Затем на токарном станке из приготовленных болванок делается форма и лишь потом доводится до конечного вида.
Капокорешковый промысел в настоящее время не очень широко распространен, и поэтому такие работы особенно популярны и хорошо оцениваются. В Шадринске этим промыслом занимается Сергей Бологов. Его увлечение постепенно переросло в профессионализм, и была организована шадринская мастерская по художественной обработке капа. Сейчас в мастерской работают три мастера.
Художественная обработка дерева: мастер Сергей Бологов
Источник: nashural.ru
Кап березы
Кап еще называют «ведьминым веником» — это небольшое образования на дереве, доброкачественного характера. В основном имеет вид капли, из которой растут тоненькие веточки, собирающиеся в пучок. В разрезе поперек можно наблюдать структуру из броских сучков. Обработка капа не проста, хотя шлифовке и полировке все же поддается. В результате работ имеет очень привлекательный вид.
Некоторые участки березового капа могут отдавать перламутром. В промышленности он не представляет особой ценности, но является достаточно дорогим в силу своей красоты и уникальности.
Иногда кап может использоваться в качестве шпона для отделки мебели, но чаще всего это кап экзотических деревьев. А вот из березового капа делают прекрасные шкатулочки, женские небольшие украшения или заколки, портсигары.
Кап березовый отличается качественной текстурой, поэтому нож с деревянной рукояткой весьма красивый и дорогой.
Двух идентичных капов в природе не отыскать, даже половинки отличаются друг от друга. Их можно увидеть на множестве разных деревьев. В наших широтах очень ценится березовый кап. Вырастает он не большим, максимальный диаметр как у большой тарелки.
В силу плотной текстуры, сделать на капе какой-либо рисунок сложно, да и нет смысла.
Сбор березового капа
Чтоб березовый кап можно было в будущем использовать по назначению, очень важно его правильно собрать. Для этого мы ознакомим вас с подробной инструкцией:
- На том месте, где находится кап, могла быть веточка. Из-за большого количества почек, ни одной ветке прорости не удается. Именно нарост на березе называют часто древесным малахитом. Капы могут встречаться на разных деревьях, например, орехе, вишне, черемухе и т. д., и каждый из них индивидуальный.
- Неопытный человек может перепутать кап с обычным наплывом. Профессионал такой ошибки не сделает. Отличительная черта наплыва – в разрезе он схож с мрамором, имеющим белесые прожилки.
- Кап можно поделить на 2 вида: игольчатый и корешок. Первый, достаточно сложно найти, его рост очень медленный, и как только по весне появляются на дереве листочки, он прекращает свой рос. Проведя поперек разрез можно обнаружить место появления капа, рисунок на нем будет понемногу сужаться к центру. Кап больших размеров попадается редко, поэтому имеет высокую ценность. Кап-корешок по цветовой палитре будет темнее, размерами он больше. Найти такой кап можно на корнях, или в прикорневой зоне. Кап-корешок в основном зарождается на деревьях, растущих около воды, во влажном грунте.
- Какой бы великолепный кап не был, наносить вред здоровому и живому дереву не нужно. Найти березовый кап можно в любой местности, где произрастают эти деревья, будь то городской сквер или лесопосадка за городом. Рекомендуется собирать капы уже со срубленных деревьев. Но если есть большая необходимость, то к срезанию рекомендуется приступать в тот период, когда движения сока у березы замедлено (осень-зима).
- Чтоб спилить кап потребуется хорошо заточенная пила, зубцы которой будут универсальными. Срез делают вдоль ствола предельно аккуратно, чтоб не задеть основную древесину.
- Если пила слишком тяжело двигается, следует воспользоваться деревянными распорками, которые заколачивают в прорезь.
- Когда вы полностью срезали кап, оставлять место среза просто так нельзя. Его нужно обработать олифой или маслянистой краской.
- При весеннем срезании капа, обработка бесполезна, движение сока в этот период очень активное. Береза сильно пострадает, может и вовсе погибнуть.
- С березовым капом очень легко работать, он не разбухает, не деформируется, на нем не будет трещин. Его качество намного выше, чем древесина, с которой он был срезан.
- Оптимальное время для использования – сразу после срезания. С капа снимают кору, распиливают на дощечки толщиной 3-5 сантиметра. Далее, из них можно изготавливать различные изделия.
Правильная обработка березового капа
Очень часто при распиливании капа образуется уникальный и неповторимый рисунок, который не захочет менять мастер. В иных случаях, кап после распиливания обрабатывают:
- Крупный капы практически всегда распиливают, так как из него можно изготовить сразу несколько предметов. Кап разделяют на несколько пластин, толщина каждой зависит от того, какой планируется изготовить предмет.
- Чтоб в будущем получился отличный рисунок, следует заранее продумать угол распила. Чем больше на срезе будет спящих почем, тем лучше.
- Когда кап свежий, рисунок проявляется слабо, но пилить намного проще.
- Что рисунок проявился в полную красоту, перед изготовлением предмета следует кап хорошо пропарить.
- Пропаривать кап можно дома, для этого подойдут мелкие опилки. Для проведения процедуры берут нужную по размеру емкость (кастрюлю рекомендуется использовать старую, так как красители, которые будут проявляться, отмыть не удастся). Опилки выкладывают щедрым слоем на донышко, сверху кладут кап. Плотно укладывать нельзя, должен оставаться зазор хотя бы в 0,5 сантиметра. Поверх сыплют опилки тонким слоем.
- Выложенный кап в кастрюлю заливают хорошо подсоленной водой (в основном нижний слой). Вода не должны полностью покрывать заготовки, а только немного их касаться. Соль берут с расчетом 1 ст. л. на 1 л воды. Если будет немного больше – не беда.
- Подготовленный кап накрывают крышкой и ставят на небольшой огонь. Как только смесь закипит, отчитывают около 10 часов, и дают капу хорошо пропариться. Чтоб избежать неприятностей, в емкость поглядывают каждый час, при необходимости доливают воду.
- По стечению времени, емкость снимают с огня, и оставляют остывать.
- После остывания заготовки промывают под проточной водой, и оставляют сушиться. Чтоб они просыхали равномерно, каждые несколько часов их следует переворачивать. Период просушивания длиться около 3-4 суток.
- Когда заготовки полностью высохнут, их опять пропаривают по вышеуказанной схеме, снова просушивают. Процедуру повторяют до трех раз.
- Если после пропаривания кора не отпала полностью, ее аккуратно снимают вручную.
- Процедуру просушивания предпочтительнее проводить на улице. Первые сутки переворачивают достаточно часто, на третий день хватит и 1-2 раз.
- Замечательно, если есть возможность осуществить финальную просушку в специальном духовом шкафу несколько раз.
- Если кап попался весьма крупным (больше баскетбольного мяча), такой вид обработки не подойдет. Процесс просушки или пропарки может привести к трещинам и другим повреждениям.
- Вываривают как в основном разделенный на части. Цельные наросты на березе обрабатывают как обыкновенное дерево – с помощью шлифовки и покрытия лаком.
- При выпаривании, пластины капа приобретают оттенок выделяемых компонентов, он может быть весьма разнообразным (желтый с золотым отливом, коричневый и т. д.).
- После обработки можно проводить последующие процедуры, например, покрытие лаком или краской.
- Перед покрытием лаком, поверхность хорошо отшлифуют с помощью крупного наждака, затем мелкого. Древесную пыль стирают мягкой тканью.
- Рисунок проявится во всей красе, если кап обработать воском.
На самом деле работа с капом очень кропотливая, требует внимания и много времени. Но то, что получается в результате трудов безусловно радует. Из березового капа получаются превосходные сувениры, которые имеют индивидуальный и неповторимый рисунок.
Не мало важно, изделие из березового капа будет долго храниться, не меняя свой внешний вид.
Многим удается создать неплохой бизнес по продаже изделий из березового капа.
Источник: ogorodnikam.com
Обработка капа и капакорня
Откуда возникло название — «кап» и что оно означает? Некоторые этимологи считают, что это понятие очень древнее и своими корнями восходит к праиндоевропейскому слову «капут», что в переводе означает «голова». И действительно, если обратить внимание на форму капокорня, то он несколько напоминает форму человеческой головы.
Согласно другой версии, название этого материала может происходить от глагола «капать».
Не путайте!
Иногда капокорешковые изделия путают с каповыми. Это вполне естественно: каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко.
По этой же причине бывали случаи, когда изделия вятских кустарей выдавались за изделия из карельской березы, которая ничего общего с капом и корешком не имеет.
Природный узор капа
Наряду с предметами, украшенными резьбой, народные мастера выполняют изделия, в которых «работает» природный узор текстуры различных пород древесины.
Примером такого вида изделий служат художественные предметы из капа и капокорня.
История
XVIII век
Производство изделий из капокорня в г. Вятка (Киров) началось в XVIII в. Основоположником этого ремесла был мастер Григорий Макаров, который стал первым изготавливать из тонких пластин капокорня шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций в духе классицизма.
Главным достижением Григория Макарова стало использование в своих изделиях деревянных шарниров. Эта идея пришла ему в голову после того, как однажды ему в руки попалась шотландская табакерка, с помощью которой он и разгадал секрет изготовления шарниров. Эта была отнюдь сложная работа, требовавшая точное и скрупулезное изготовление зубцов в соответствии с углублениями механизма.
Другой местный мастер Семен Бронников создал первые карманные часы с футляром, корпусом и цепочкой из капокорня. Со временем к этому ремеслу подключились и его сыновья — Николай и Михаил Бронниковы. В основном они занимались изготовлением часов и принимали заказы из разных регионов России. Прославилась семья мастеров Бронниковых и на мировом уровне, их изделия были представлены на Всемирной выставке в Вене в 1837 г.
Русский классицизм
Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма — художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и кончая предметами декоративно прикладного искусства.
XIX век
Уже в конце XIX в. в Вятке работало около 40 кустарей-каповщиков. Труд их ценился значительно выше работы других мастеров, а спрос на изделия со временем только увеличивался.
Кроме всевозможных табакерок и шкатулок, умельцы изготавливали специально для состоятельных модниц баульчики и посуду типа изысканных вазочек и сахарниц.
XX век
В начале XX в. изделия вятских каповщиков достигли такого уровня совершенства, что их стали поставлять через скупщиков на продажу в Англию, Францию и Германию. В Вятке появились первые артели каповщиков, самая первая артель «Экспорт» возникла в 1924 г., в ней работало 11 мастеров.
Примерно в то же время в городе Халтурине появилась артель «МЮД», где трудилось 100 мастеров. Остальные каповщики работали кустарно, их можно было найти в деревнях Кировской области – Лянгасы, Кушовы, Першинцы, Пестовы, Пушкари.
Артель «Идеал»
В селе Лопатовском в 1943 г. сложилась артель каповщиков «Идеал», при ней была открыта также и учебная мастерская. Прославили эту артель такие талантливые умельцы, как Вениамин Мамаев, Герман Першин и Василий Злобин. Во время Всемирной выставки в Брюсселе за свои уникальные изделия артель «Идеал» была удостоена гран-при. Со временем эта артель стала фабрикой, которая известна сегодня многим кировчанам как ООО «Идеал Плюс». На сегодняшний день это крупнейший производитель изделий из капокорня в Кировской области.
ООО «Каповая шкатулка»
Письменный набор из капа Занимается выпуском каповых изделий и другое предприятие — ООО «Каповая шкатулка». Это предприятие славится изготовлением больших шкатулок, имеющих потайные ящички, которые открываются путем нажатия на определенное место. Изделия ООО «Каповая шкатулка» знают, любят и по достоинству оценивают не только жители Кировской области, но и других городов, в частности, Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего-Новгорода.
Сегодня
Сегодня традиции капового мастерства продолжают развиваться, и здесь большой вклад вносят современные умельцы-каповщики. Одним из таких мастеров является Борис Павлович Воробьев, который в 2009 г. получил звание мастера художественных промыслов Кировской области.
Своеобразие капа
Своеобразие этих материалов — наростов на стволах деревьев и корнях берёзы, а также некоторых других видов деревьев — состоит в том, что неправильное строение, перепутанность волокон создают большую плотность и неповторимые рисунки, которые выявляются при обработке капа и капокорня.
Кап находят не только на берёзе, но и на многих других деревьях. Но именно березовый кап, по мнению специалистов, самый красивый по текстуре и цвету.
Процесс обработки капа
А заключается процесс обработки в распиливании наростов на тонкие пластины-дощечки и запаривание их. В результате имеющейся в древесине естественный краситель растворяется, окрашивая пластины в тёплый коричневый цвет, акцентируя особо тёмным тоном фантастический рисунок, образованный наплывами и волокнами древесины.
Изделия из капа
Путём столярной обработки и тщательной подгонки пластин собирают шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов, визитницы, пресс-папье, обложки альбомов, блокноты, ящички, сундучки, спичечницы, подчасники (подставки для настольных часов), очечники, запонки нарукавные и грудные, мундштуки, курительные трубки, игольницы, пудреницы, оправы для карманных зеркал, рамки для фотографий, письменные приборы и другие кабинетные вещицы.
А также из капа получаются декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм, а также курительные трубки и рукоятки для ножей.
Шкатулки
Некоторые виды шкатулок и ларцов имеют выдвижные ящики, двухярусные крышки, снабжённые секретами для их открывания.
Мастерство столярной работы проявляется в умении ювелирно профилировать подставку коробочки, бортик крышки, вмонтировать музыкальный механизм и миниатюрный замочек. Если крышка не снимается, а открывается, то шарнир также делают из дерева.
Часы
Традиция такого ремесла сложилась у мастеров города Вятка (Киров) ещё в начале XIX в., когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да ещё из целого куска капа вырезали цепочку.
Стоимость изделий из капа
Стоимость изделия из капокорня зависит от рисунка. Чем тоньше рисунок и больше размер капокорня, тем выше стоимость изделия.
Раньше капов корень оценивался на глаз: чем мельче рисунок и больше кусок, тем он стоил дороже. Найдя в лесу каповый нарост, счастливый крестьянин нес его за несколько верст на оценивание к мастеру-каповщику.
Капокорень
Уже в середине ХIХ в. кап стал редкостью в вятских лесах, а в 1920-30-е годы — почти совершенно исчез. Вместе с капом вятские мастера стали использовать в ХIХ в. капокорень, а затем он и вовсе заменил кап в производстве.
Капокорень — такой же кап, но только уже не на стволе или ветках, а на корнях березы. Наплывы его бывают иногда над поверхностью земли, но чаще прикрыты почвой.
Капокорень уступает капу по прочности, а его рисунок значительно крупнее и с черными точками, но его в лесах оказалось во много раз больше.
Инкрустация из капа
Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация, украшающая крышку коробочки.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы открыть на Facebook (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
- Послать ссылку другу по электронной почте (Открывается в новом окне)
- Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
Источник: russianarts.online