Загонная охота когда появилась

Загонная охота когда появилась

На сегодняшний день до нас дошло достаточное количество свидетельств подобных охот не только в Новом, но и в Старом Свете – в Африке, Европе Центральной Азии. Животные загонялись на обрыв, или в овраг, не имеющий второго выхода, где и избивались сверху дротиками, стрелами или метательными камнями.

Примеров подобной практики в археологии довольно много – так, в окрестностях верхнепалеолитической стоянки Солютре во Франции у подножия обрыва, к которому охотники сгоняли табуны диких лошадей, нашли костные остатки от 50 до 100 тыс. особей этого вида. Советский академик И. Г. Пидопличко в своё время описал Амвросиевское костище, где были обнаружены костные остатки до 1.000 зубров. Наряду с разрозненными костяками здесь были найдены полные или почти полные скелеты зубров в анатомическом порядке. Это позволило сделать вывод о том, что число убитых зубров в Амвросиевке превзошло возможности рационального использования их древними охотниками» . Огромное стадо было загнано в овраг и перебито. В облаве могло участвовать до 100 человек, найдено свыше 300 наконечников копий вперемешку с костями зубров . Какой бы крупной ни была община (или группа общин), выделившая для облавы 100 человек, такого количества особей не требовалось: многие скелеты сохранились в анатомическом порядке.

ЗАГОННАЯ ОХОТА НА КОСУЛЮ зверь в каждом загоне выходит на номера

Не будучи счастливыми обладателями машины времени, мы можем лишь весьма опосредованно заглянуть вглубь веков, читая воспоминания о великих охотах прошлого, которые наблюдали и описывали немногочисленные исследователи. Кларк Уисслер, один из редких людей, которые наблюдали индейскую культуру в её, так сказать, «живом» виде, оставил такие описания коллективных загонных охот индейцев:

«Это, конечно, не то, что нужно, однако может быть рассмотрено в связи с прекрасным описанием того же автора загонной охоты у ассинибойнов, которое свидетельствует о том, что он не один раз видел ее собственными глазами. Судя по стилю и способу изложения Генри, представляется правомерным допустить, что, если бы в конструкции загона у черноногих были существенные различия, он бы непременно это отметил. Местность, где он побывал, находилась на р.Вермилион, в лагере северных черноногих. О том, что этот загон относился к ассинибойнскому типу, свидетельствуют данные Генри о пиеганах:

«Эти люди питали такое отвращение к труду, что не удосужились строить надлежащие загоны, а отыскав на берегу реки какой-нибудь обрыв, выстраивались по направлению к нему и гнали туда бизонов. Если животные не погибали сразу же, они обычно так сильно калечились, что их без труда можно было добить стрелами. Правда этот способ иногда оказывался опасным, так как если головной бизон быд крепок, то подойдя к краю пропасти мог заартачиться, неожиданно свернуть в сторону и прорвать ряды индейцев, ведя за собой все стадо и сметая все на своем пути. Человек не в силах остановить стадо, которое несется на всем скаку за своим вожаком, а потому иногда гибнут люди, стоящие недалеко от пропасти, чтобы посмотреть, как бизоны падают вниз»….

Богини загонной охоты

У индейцев мы собрали сведения об отличительных чертах загонов бладов и пиеганов. В резервации черноногих в Монтане есть несколько мест, которые индейцы считают бывшими бизоньими загонами. Похожие места можно найти и в резервации бладов в Альберте. Автор провел тщательное исследование места на р.Двух Талисманов почти строго к югу от Браунинга.

На южном берегу реки есть равнина, оканчивающаяся обрывом высотой в 20 метров. Самый высокий его участок расположен между двумя системами водостока или высохших русел, которые охватывают большую полосу травянистой земли. Мы сделали грубый набросок места, показывая связь между рекой и равниной с обрывом.

От самого высокого участка обрыва в направлении травянистой земли тянутся необычные груды валунов. Хотя они несколько разбросаны, их прежнее положение указывает центр из десяти или более штук, зачастую глубоко ушедших в землю. Груды эти выложены немного неправильными линиями.

Расстояние между отдельными кучами варьирует от трех до семи метров, увеличиваясь по мере удаления от обрыва. Левая линия тянется мили на две, а правая примерно на половину меньше, хотя обе они очень нечетки. Справа имеется вторая линия, которая огибает вырез обрыва, вызванный одним из тех водостоков, которые были упомянуты в начале этого описания. Очевидно, что две основные линии камней ограждают пространство в виде неправильной буквы V, чей угол расположен ниже края обрыва. Расстояние между ними у вершины обрыва достигает 50 метров.

Едва ли можно установить первоначальную высоту каменных груд, так как валуны вдоль линий довольно многочисленны. Судя по всему, высота кучи возле обрыва в среднем не превышала 50 сантиметров.

Лицевая сторона обрыва перпендикулярной формы, представляет собой стену из обнаженного, а в основании имеет пологий склон из колотого камня, земли и песка. Падая с обрыва, объект два-три метра летит без помех, а затем, ударившись об наклонную поверхность, скатывается вниз на ровное место.

Мы побывали и в другом месте (в нескольких милях вниз по той же реке). В основных чертах оно ни чем не отличалось от предыдущего В резервации бладов мы видели два других места, одно из которых относилось к только что описанному типу. В другом бизонов загоняли на крутой холм, который в прошлом, очевидно, был обрывистым берегом небольшой реки. Мы слышали о многих других местах — как на территории современных резерваций Черноногих в Альберте, так и за их пределами, однако побывать там нам не довелось.

На реке Двух Талисманов мы собрали у надежных стариков информацию о способе использования таких загонов. Конечно, никто из них не видел собственно охоты, однако не раз слышали от старших рассказы о ней. По их словам, стадо загонялось между рядами каменных груд и падало с обрыва. Внизу устраивалась изгородь, в которую бизоны и приземлялись.

Под углом в землю втыкались стойки размером примерно с палаточный шест, так что они скрещивались в форме решетки. Места пересечения шестов связывались сыромятными ремешками. В полученную таким образом раму вплетались ветки так, чтобы все отверстия были закрыты.

Ограда была наклонена внутрь, чтобы обладать большим сопротивлением и уменьшить вероятность того, что бизоны через нее перескочат. Наши информаторы настаивали на том, что на склоне, ведшем к обрыву не было никаких заграждений из веток, а были лишь груды камней, и высота их в те времена была такой же как и сейчас. Это противоречит данным Гриннела.

Загонная охота заключалась в том, чтобы пропустить стадо бизонов между внешними концами рядов. Это осуществляло несколько пеших юношей, которые окружали стадо, пасшееся в нескольких милях от загона, и заставляли его продвигаться в сторону рядов. Это было не так-то просто и неудачи не были редкостью. Лагерь обычно располагался на равнине недалеко от загона.

Выставлялся дозорный, который предупреждал о приближении стада к обрыву. При благоприятных обстоятельствах он приказывал всем молодым или здоровым мужчинам встать за грудами камней и спрятаться за одеялами или свеже нарубленными ветками.

Затем, если бизоны проходили через широкое пространство между рядами, загонщики начинали преследовать их, а спрятавшиеся по бокам вставали и с криками размахивали одеялами или ветками, чтобы напуганные животные продолжали двигаться к оврагу. Перед пропастью головной бизон пытался остановиться и свернуть в сторону. В том месте скопление народа было очень велико.

Однако нажим задних рядов и действия людей около обрыва обычно ломали упорство вожаков, за которыми слепо шло остальное стадо. Индейцы утверждают, что если бизоны приближались к обрыву, успех был практически обеспечен. При падении одни бизоны убивались, а других пристреливали в тот момент, когда они начинали бегать по загону. Раненых добивали ударами каменных молотков в лоб.

В некоторых случаях скороход, накрытый бизоньим плащом, мехом наружу, вел животных к обрыву. По свидетельству Гриннела, этот человек иногда без всякой помощи заманивал бизонов в пространство между рядами. Появление лошадей и огнестрельного оружия сделали загоны ненужными — гораздо проще было окружить стадо на равнине и, кружа вокруг него, быстро перестрелять».

Описание таких масштабных охот позволяет нам придти сразу к двум выводам: во-первых, несмотря на всю их истребительность, они не могли привести к полному уничтожению дичи – ибо требовали ряда специфических условий, которые переставали выполняться при уменьшении численности животных; во вторых, широко распространённая точка зрения о «разумной достаточности добычи», якобы существовавшей у племён охотников – мягко говоря, сомнительна.

Скорее всего, говоря о принципе «разумной достаточности добычи» у малочисленных охотничьих племён, этнографы попадают в одну из ловушек субъективизма, которые сплошь и рядом подстерегают исследователя человеческого быта. Естественно, при общении с представителями изолированных и исчезающих народов, они стремятся говорить с теми людьми, которых, не без основания принято считать носителями племенных традиций – самыми старыми членами общины. Но практика общения с большим количеством охотников самых разных национальностей – русских, немецких, американских, равно как якутских, удэгейских, чукотских и юкагирских показывает одну и ту же закономерность – с ростом личного жизненного опыта и приближением неизбежного конца человек начинает гораздо больше задумываться не только о своей судьбе и жизни, но и о судьбе всего окружающего, и склонен вести себя гораздо более обдуманно и рационально, нежели в 20-25 лет. Поэтому, общаясь со стариками племени, этнографы получают, в данном случае, не «исторический традиционный опыт», а личный опыт местного мудреца или старейшины, который уже пытаются экстраполировать на поведение племени вообще.

Вообще, вторая сигнальная система, то есть – речь, давала огромное преимущество человеческому коллективу. По сравнению, с волчьей стаей, например…

Источник: anthropology-ru.livejournal.com

Загонная охота у древних тюрков и индейцев

Американский учёный Айзек Азимов в книге «Ближний Восток» пишет: «Приблизительно 9 тыс. лет назад человечество столкнулось с большими переменами. В течение многих тысяч лет люди добывали пищу там, где могли ее найти. Они охотились на диких животных, собирали плоды и ягоды, искали съедобные корешки и орехи. Если им везло, то удавалось выжить. Зимы всегда были голодным временем.

Затем постепенно люди научились сохранять пищу впрок. Вместо того чтобы охотиться на животных и убивать их на месте, человек научился беречь их и заботиться о них. В специальном загоне животные плодились и размножались. Человек убивал их время от времени для пропитания. Так он получал не только мясо, но и молоко, шерсть.

Животных нужно пасти, а это означало, что время от времени необходимо было искать свежие зеленые пастбища».
В последние годы археологи на различных территориях обнаружили «монументальные сооружения» — постройки, требующие долговременной организации и кооперации сотен, если не тысяч, людей. Изучив эти древнейшие постройки, учёные пришли к выводу эти сооружения, связаны с одним из древнейших занятий рода человеческого — охотой.

Одним из наиболее интересных типов подобных сооружений являются гигантские загоны для дичи — называемые «desert kites» — «пустынные воздушные змеи». Они представляют из себя две сложенных из камней стены сходящиеся под углом. В месте пересечения находится загон округлой формы, размером в несколько десятков метров. Общая длина стен могла достигать нескольких километров.

Они использовались для загона больших стад газелей, диких коз и овец. Они строились весьма искусно: высота стен у «хвостов» подобного змея была небольшой, чтобы не препятствовать свободному проходу стада, но достаточной, чтобы в момент опасности и погони животные предпочитали бежать вдоль стены, не пересекая её. Ближе к загону высота стен увеличивалась, и перепрыгнуть их было всё труднее, наконец, стадо оказывалось загнанным в узкое пространство с высокими стенами, из которого оно уже было не в состоянии выбраться. Сотни остатков таких сооружений обнаружено в пустынных районах Ближнего востока. Такие загоны появились по крайней мере около 6000 лет до н.э., и использовались в течении сотен, если не тысяч, лет.
Lenta.ru: «До последнего времени считалось недоказанным, что древние люди применяли те же методы массовой охоты на газелей, которые привели к почти полному их уничтожению на Ближнем Востоке в конце XIX — начале XX века. Тогда использовались огромные каменные загоны, некоторые из которых достигали десятков километров в длину.

Читайте также:  Где живут северные олени 4 класса

Подобные загоны возрастом несколько тысяч лет ученые обнаруживали и раньше, однако доказать, что они использовались для охоты, не могли. Теперь исследователи провели анализ костей газелей (2631 фрагмента), обнаруженных на северо-востоке Сирии, и установили, что они принадлежали животным всех возрастов — от детенышей до уже взрослых.

Кроме этого, недалеко от захоронения были найдены загоны и наскальная живопись, которая демонстрирует охоту. Из этого ученые заключили, что 5,5 — 5,1 тысячи лет назад в данной местности люди устраивали массовую охоту на газелей. Исследователи подчеркивают, что результатом подобной охоты могла стать низкая численность животных, а также, возможно, истребление новых видов.

Кроме этого, археологи отмечают, что, судя по возрасту костей, охота происходила в то время, когда уже началось одомашнивание животных. Из этого они заключили, что подобные события имели важное социальное значение — они сплачивали общины древних людей вместе, поскольку требовали координированных действий больших групп людей».

Далее С.П.Толстов пишет: «Огузы X — начала XI в. выступают перед нами как народ, сохранивший старые оседлые традиции и комплексное, скотоводчески-земледельчески-рыболовное хозяйство своих предков, близкое по типу к хозяйству хазар. Ал-Идриси и наиболее осведомленный писатель конца XI в. Махмуд Кашгарский подчеркивают обилие городов в земле огузов. «Города гузов многочисленны, они тянутся друг за другом на север и восток», — говорит ал-Идриси.

Махмуд Кашгарский, не ограничиваясь перечислением ряда огузских городов на Сыр-дарье, на своей карте обозначает бассейн Нижней Сыр-дарьи как область «городов гузов». В обстановку напряженной борьбы с огузами вводят нас археологические памятники северо-западной окраины Хорезма, открытые и обследованные нами в 1946 г. Вдоль всей окаймляющей долину нижней Аму-дарьи с запада могучей пятидесятиметровой стены «Чинка (обрыва) плато Устюрта расположена цепь хорезмийских укреплений, выстроенных в X в. и закрывающих все спуски с Устюрта в долину.

Эти укрепления сочетаются со своеобразной системой сигнальных башен-маяков, видимо пунктов световой сигнализации. Каждая такая башня, сложенная из тесаного камня, стоит на краю Устюрта, над спуском. Все башни взаимно хорошо проглядываются, являясь и сейчас великолепными ориентирами в этой местности. Цепь их начинается от мыса Урга; далее они тянутся вдоль Чинка на юг с дистанцией около 20 километров одна от другой, составляя единую систему, по которой световой сигнал о появлении враждебных степняков на плато мог бы быть передан в Ургенч с любого пункта Чинка в течение какого-нибудь получаса. Небольшие каменные форты расположены на равнине или на скалах, фланкирующих спуск со стороны долины».
Российский исследователь Александр Таиров в статье «Кочевники Арало-Каспия и Хорезм в V – IV вв. до н.э.» пишет: «Процесс освоения номадами Восточного Прикаспия района Узбоя, начавшийся не ранее середины I тыс. до н.э. и связанный с изменением экологической обстановки, привел к тому, что на рубеже V;IV вв. до н.э. здесь появляются отдельные памятники, а в IV в. до н.э. складывается своеобразная культура скотоводческого населения…Прослеживаются тесные связи скотоводов этого региона и с оседлым населением Хорезма и подгорной равнины Копетдага, а также с более отдаленными областями Ирана и Закавказья».
Цель строительства аранов-это приручение диких животных. Для того, чтобы просто убивать животных нет необходимости строить сложные трудоемкие многокилометровые загоны. Достаточно иметь лук и стрелы (у современных охотников дальнобойные мощные винтовки с оптическим прицелом). Используя араны древние тюрки доместицировали, обитающих в горах Кавказа горных козлов и горных баранов.
Араны-каменные охотничьи загоны древних тюрков. На Южном Кавказе до сих пор сохранились остатки каменных охотничьих загонов. Древние тюрки называли эти загоны аранами, а заградительные камни этих загонов — гошундашами, то есть — каменными охотниками или каменным войском. На сегодня некоторые гошундаши-араны сохранились во многих регионах Евразии.

При изучении наскальных рисунков в разных местах Евразии от Закавказья до Алтая, археологи обнаружили множество рисунков сцен загонной охоты и загонов-ловушек. Например, Несколько лет тому назад археологами на плато Устюрт были найдены следы огромной системы загонных сооружений древних тюрков — аранов. Протяженность системы измеряется многими десятками километров и ее фрагменты с высоты птичьего полета напоминают загадочные стреловидные знаки, указывающие куда-то в глубь пустыни. Учёные определили, что выявленные на Устюрте араны — стреловидные загоны предназначались для отлова джейранов, муфлонов и сайгаков.
Как известно, на территории Кавказа древними историками не раз упоминается древнетюркское Аранское/Албанское государство (груз. Рани; парф. Aran; сир. Аран; араб. Арран).
В Закавказье до сих пор сохранились следующие топонимы: «Аран-дагы (гора Аран), Аран дюзу (равнина Аран), Аран гала (крепость Аран), село Аран, Аран тепелери (Аранские холмы), Йазы-Аран (Степь Аран), Бёюк Аран (Большой Аран), Аран булаг (Родник Аран) и другие. В Крыму на берегу реки Бурульча сохранились развалины села Кой Аран – «овечий загон». Лаки Дагестана страну, заселенную кумыками, называли аран или ариян. (184а)
В казахском языке древнетюркское слово аран сохранило несколько значений:
— (ловушка из наклонных остроконечных — деревянных, железных — кольев, старинный способ ловли зверей); аран;а ;рыну ; напороться на колья (ловушки); а;ды аран;а айдау ; загонять зверя в ловушку;
— воен. рожон; заостренный кол;
— загон (для скота, обставленный кругом вбитыми в землю кольями); мал аранда т;р ; скот находится в загоне.
Мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ Якут аль-Хамави (1178-1229) в своём знаменитом топонимическом «Словаре стран» («Муджам аль-булдан») пишет: «АРРАН — неарабское название обширной области со многими городами, в числе которых Джанза, а народ ее называет Ганджа, Барда, Шамкур и Байлакан. Между Азербайджаном и Арраном протекает река под названием Аррас (Аракc). Все, что находится западнее и севернее этой реки, относится к Аррану, а что находится восточнее ее, к Азербайджану… АЛ-КУРР (Кура) — река в Арране. Она протекает через город Тифлис и находится в двух фарсахах от Барды. Ниже ее ал-Курр сливается с рекой ар-Расе, а затем впадает в Хазарское или Табаристанское море».
Член-корр. АН СССР К. В. Тревер в статье «К вопросу о культуре Кавказской Албании» пишет: «Происхождение названия «Албания» до сих пор окончательно не установлено… Допустимо предположение, именно что греки и римляне придавали названием «Албания» близкое к их языкам звучание местному самоназванию — «Аран». Это предположение подтверждается, как мне кажется, и тем фактом, что в надписях царя Шапура и жреца Картира (III в. н. э.) на Кааба-и Зардушт в Накш-и Рустаме слову «Албания» в греческой версии соответствуют в парфянском тексте и в парсик слово «Аран». Как известно, это же название, в форме «Арран» носит страна со времени завоевания ее арабами».
Слово аран – «загон, ограждённое место», можно предположить, возникло в древнетюркском языке в период вхождения предков древних тюрков (прототюрков) в ностратическую общность. В языке современных осетин слово ар;н означает «граница». Часть ностратов (предки прототюрков), став скотоводами, заселили территорию Южного Кавказа и сопредельные территории Передней Азии. Некоторые другие скотоводческие ностратические племена заселили равнинные и предгорные территории Западной Европы. В дальнейшем часть из них, видимо, вынуждена была переселиться на Британские острова, а другая часть на — территорию Северной и Южной Америки (предки индейцев).

Отлов чилийскими индейцами викуний.
Викунья — вид парнокопытных млекопитающих семейства верблюдовых.
Обитает в высокогорных районах Анд (Южная Америка. Чили). Викуньи также распространены в Андах Эквадора, Перу, Боливии и Аргентины. Встречаются на высоте от 3500 до 5500 метров. Викуньи живут в родовых стадах с чётко ограниченными ареалами и ведомых главным самцом.

Помимо них существуют группы молодых самцов-холостяков, которые в силу своего незрелого возраста ещё не в состоянии защищать собственную территорию. Также встречаются одинокие старые самцы, изгнанные из стада младшими соперниками.
Отлов викуний осуществляется с помощью портативных ловушек (mangas). Ловушка состоит из раструба и загона (кораля, серко).
Ограждения раструба изготавливаются из сетки. Они имеют высоту 2 м и базовую длину от 500 до 1000 м. Ограждения ставятся под углом приблизительно 35°. Раструб снабжен двумя поперечными сетями, которые лежат на земле и поднимаются, когда животные их пересекают. Вторая сеть предназначена для того, чтобы при необходимости можно было разделить животных на подгруппы.
Перед установкой ловушек изучается передвижение викуний, чтобы раструб разместить входом в сторону того места, откуда должны появиться животные.
Для того чтобы загнать викуний в ловушку, поступают следующим образом, где · – люди, V – викуньи). Часть загонщиков выстраивается по обе стороны раструба, как бы становясь его продолжением. Другая группа людей образует барьер позади стада викуний. Она и гонит животных к ловушке. Люди объединены веревкой с цветными лентами, которые отпугнут викуний, если те попытаются убежать.

С криками «Чаку! Чаку!» викуний гонят в загон (кораль). В заповеднике Пампа-Галерас применяют свою собственную систему отлова викуний. В ней люди, объединенные веревкой с цветными лентами, образуют лишь половину круга. Вторую половину круга составляет ограждение.

Животные, убегая от людей, натыкаются на это ограждение, следуют вдоль него в поисках выхода и неизбежно попадают в раструб ловушки. В основном викуний стригут, а затем их отпускают обратно в горы.

Да, это познавательно.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: proza.ru

Этот старый, волшебный и казусный мир загонной охоты

Олень

Загонная охота на копытных велась с доисторических времён. В начале развивалась как промысловая — добыча была важна, в первую очередь, в качестве источника пищи, а также, использовалась в ритуалах и обрядах.

Охота в древнем мире

В средние века появилась развлекательная охота, в ней участвовали знатные сословия и представители царских династий. Дичь ранжировалась на:

  • красную — благородных ланей, оленей, серн;
  • черную — лосей и кабанов;
  • дикую, подразумевающую всех остальных — баранов, горных козлов, антилоп.

Лесные угодья делились на зоны с регалиями для знати, а простолюдинам на таких территориях нельзя было даже собирать дрова.

Выезд на загон был очень зрелищным. По пути следования кортежа собирались местные жители. Кричали приветствия, любовались одеждами охотников и сопровождающей свиты, сворами гончих, борзых, породистыми лошадьми.

Читайте также:  Как определить доминирующий глаз для стрельбы

Охота на лошадях с собаками

Сцены массовой охоты показаны, практически, в любых исторических сериалах. Выездом Сулеймана I с сокольничим Ибрагимом Паргалы — впоследствии первым визирем османской империи, начинается первая серия Великолепного Века.

Охота на лошадях

В Тюдорах сцены королевской охоты демонстрируются в каждом сезоне. Описание охоты дворян и вассалов занимают яркие страницы художественных произведений, взять, хотя бы, серию М. Дрюона о Плантагенетах, проклятых королях.

К счастью, с ХХ века, дождавшись открытия сезона, любой охотник, даже незнатного рода) мог без проблем взять лицензию и лично поучаствовать в любительской поимке животных. Хотя, в советские времена, казусы, связанные с квотами и дефицитом, возникали сплошь и рядом.

Очередь

Лицензии на отстрел «выбрасывали» охотуправления, где немедленно собирались огромные очереди, а общение происходило следующим образом:

— Дают лицензии на козлов! (жаргонное название косули-козули)

— Да пожалуйста, занимай… вон там, метров через 50 крайние.

Некоторым удавалось избежать томительного ожидания.

— О, Татьяна сколько лет-сколько зим, значит, тут работаешь? Помоги заявление подписать.

— Лёша) Рада видеть, заходи. Вот бумага — пиши:

«Начальнику… далее по этому образцу…» и в доступной форме изложи, что именно ты хочешь.

В итоге, заявление «по блату» могло закончиться, примерно, такой фразой:

«Прошу выделить 2 лицензии на отстрел двух козлов в Болотовском районе»

Только на подпись подобную бумагу не принимали. Как сообщила Татьяна герою нашего каламбура:

— Лёша, переписать надо. Лицензию получишь, но только на косулю. И ещё, начальник сказал, в следующий раз за козлов ответить придётся …

Впрочем, шуток про охотников хватает и постсоветский период. Такой легендарный фильм как «Особенности национальной охоты» сплошь состоит из смешных сцен.

А теперь поговорим об особенностях загонной добычи животных.

Этапы мероприятия делятся на:

  1. Подготовку, включающую инструктаж по безопасности, назначение стрелков по номерам, формирование цепочки загонщиков, выделение егерей на поиск и оклад животных.
  2. Непосредственный процесс загона.
  3. Стрельбу по добыче на линии огня.
  4. Убой, добор подраненных особей.
  5. Делёж трофеев.
  6. Отдых у костра с разбором лучших моментов. Например, таких:

После выгона стаи кабанов и убоя самого мелкого, ведётся диалог:

— Попал, вон лежит…

— А что ж поросёнка то бил? Они ж последними идут, надо было в первого стрелять.

— Я так и делал, но угодил только в этого…

— Видать, кучно шли, а то и этого бы не достал)).

Кабан

Да, в хорошей компании настроение у охотников всегда на подъёме, даже если с трофеем не повезло. Шутки-шутками, но, если вы не хотите стать объектом смеха товарищей, надо понимать — залог успеха загонной охоты, это продуктивная командная работа под руководством опытных егерей.

Поэтому, правильнее всего, спланировать выход в сопровождении проводников. Для этого, достаточно на нашем сайте выбрать удобные угодья и заказать охоту, транспорт, тренированных собак, а также, недостающее обмундирование и вернуться домой не только с рассказами, но и с ценными трофеями!

Андрей Новиков

Андрей Новиков

Мы значительно дольше были охотниками, чем земледельцами. По силе привычки и врождённой наследственной потребности охота остается одним из главных удовольствий.

Отзывов ещё нет, будьте первыми!

Расскажите о преимуществах и недостатках товара. Ваш отзыв поможет другим покупателям сделать выбор.

Оставьте отзыв про Этот старый, волшебный и казусный мир загонной охоты

Источник: gethunt.ru

Загонная охота

Коллективный загон являлся в верхнепалеолитическую эпоху основным способом охоты на крупного зверя. Некоторые места таких массовых боен хорошо известны археологам. Например, во Франции близ городка Солютре есть скала, под которой найдены кости десятков тысяч лошадей, сорвавшихся с крутого обрыва.

Вероятно, в период около 17 тысяч лет назад здесь погибло не одно стадо, направленное к пропасти солютрейскими охотниками… У города Амвросиевка на Юго-Восточной Украине был раскопан древний овраг. Оказалось, на дне его нашли свою гибель многие тысячи бизонов… Видимо, подобным образом люди охотились и на мамонтов — там, где эта охота являлась их главным занятием. Правда, скопищ мамонтовых костей, подобных Солютре и Амвросиевке, мы пока не знаем. Что ж, можно надеяться, в будущем такие места еще обнаружатся.

В романе «Закон крови» дано описание загонной охоты, правда, не на мамонтов, а на лошадей:

…Близился рассвет. Табун отдыхал вблизи ольшаника. Корма было вдосталь, травы сочны и вкусны. Время от времени раздавалось пофыркивание, а вот — иной звук: поздний жеребенок снова добрался до материнского соска. Лошадям снились свои сны; в них были и родной материнский запах, и нежное щекотание соска под губами новорожденного сына, и вкус травы — то горчащий, вяжущий, то острый,кисловатый, и призывное ржание жеребца, и упругий трепет кобылицы… И еще были в этих снах страх и паника, медленный бег на месте, когда знаешь, что не спастись от этого воя, горящих глаз, клыков, превращающихся в двуногих с их острыми палками, с их страшным союзником — жгучим цветком.

Вожаком табуна был десятилетний жеребец, — умный, опытный, в годах, но еще не старый, еще полный силы. Не раз, и не два спасал он свой табун не только от волков, но и от двуногих, — проклятых тварей, покоривших, призвавших себе в помощники самого страшного врага всего живого: жгучий цветок, тот самый, что возникает из ничего и стремительно растет, уничтожая не только зелень, не только все другие цветы, но и все, чего коснется его жаркое и удушающее дыхание.

Вожаку не спалось. Ему было тревожно, как никогда прежде. Он сделал все правильно: одним из первых привел свой табун на новые пастбища, так, что им достались самые свежие, самые сочные корма. Так, что они первыми уходили на еще не тронутые поляны… Все правильно! И все же он чувствовал, что сделал самую страшную ошибку в своей жизни.

Роковую ошибку!

Здесь, на новом пастбище, было сытно, спокойно, привольно. Все хорошо, кроме одного: ЗАПАХ ДВУНОГИХ! Он преследовал повсюду, им веяло из ольшаника, слева, от сосен, справа, снизу… Отовсюду! И, как всегда, к запаху двуногих примешивался раздражающий ноздри, ненавистный запах жгучего цветка. Вожак понимал: нужно уходить! Хотя бы и туда, где травы не так сочны, где…

То, что последние дни только щекотало и раздражало, вдруг заполнило собой ноздри, стало нестерпимым. Из ольшаника! И — крики, грохот…

Вожак всхрапнул, прокричал тревогу и первым ринулся вниз по склону, спасаясь от этого зловещего места.

Загон начали женщины. Самые молодые, обнаженные, в каждой руке — по горящему факелу. Они бежали, приплясывая, они размахивали факелами, они кричали:

Они сами превратились в кобылиц, — молодых, разгоряченных. И мчались за ними жеребцы, — несколько молодых охотников; тоже голые, тоже — с горящими факелами в руках.

Табун стремительно летел вниз по склону. Вожак знал, где нужно свернуть направо, чтобы обогнуть ельник и вырваться наверх, туда, где сейчас слишком много их сородичей, но где — простор и свобода!

Но свернуть не удалось. Началось самое ужасное: и справа, и слева местность взорвалась криками, смрадом двуногих и их ненавистного союзника! Жгучий цветок дышал своими черными, нестерпимо вонючими испарениями. И справа, и слева полетели острые палки. С предсмертным визгом рухнула под копыта своих сородичей молодая кобылица.

Оставалось одно: вперед!

Загонщики сделали свое дело: табун мчался туда, куда нужно. Теперь факелы отброшены; двуногие жеребцы настигли своих двуногих кобылиц…

Сейчас нет никакого Закона, кроме одного: настиг — твоя! Она тебе желанна и ты ей желанен! В этом нет преступления; это — часть самого Закона! Никаких запретов не было и не могло быть: в этом последнем обряде люди перестали быть людьми; они стали жеребцами и кобылицами, возрождающими гибнущий табун к новой жизни. Двуногий жеребец настигал свою кобылицу, и та подала на колени на стоптанную траву, еще горячую от лошадиных копыт. Молодые тела исступленно бились, насыщались, и не могли насытиться друг другом…

…И вот что странно: никогда, ни единого разу, ни мужчины, ни женщины так и не могли вспомнить, кого и с кем сводили эти Большие охоты!

Дрого с нетерпением ждал, когда на него, стоящего в цепи, вылетит табун.

Главное — свалить вожака!

Металка и дротик, — надежный, опробованный! — наготове.

(«— Не стискивай металку; кисть, кисть расслабь. И помни: копье — часть тебя самого…»)

Оперенный дротик не прошел мимо цели. Но долгогривый, пегий вожак только всхрапнул, и ускорил бег…

Бывший товарищ по играм спустил тетиву лука и победно взглянул на Дрого: короткий дротик не упал в траву, не отскочил, — вонзился в бок кобылицы!

И тут крики со стороны Серых Сов взлетели на новую волну. В них слышался неподдельный ужас:

Вожак понял: он упустил возможность, — прорываться следовало сразу! Сквозь двуногих, сквозь жгучий цветок и его черное дыхание — неважно!

Сейчас оставалась последняя возможность…

Он вздрогнул отудара и боли под левой лопаткой.

Дротики летели и справа, и слева. То одна, то другая лошадь с протяжным визгом падапа под копыта табуна, Но вожак, казалось, был неуязвим. Только один, белоперый дротик возвышался над его левой лопаткой.

Вот оно, — самое страшное! Опытный жеребец свернул направо и, презирая огонь и дым, крики и дротики, устремился прямо на северный заслон! Если табун прорвется…

Айон, сын Гарта, перепрыгнул через горягцую канаву, не обращая внимания на пахнувший в лицо жар, на опаленные волосы… Если не получится, то — все равно! Пусть — смерть под копытами! На миг их глаза встретились: его, человека, сына вождя, — и жеребца, вожака, пытающегося спасти своих сородичей от неминуемой смерти…

Не дротик, — тяжелое деревянное копье с острием, закаленным в огне костра, с неожиданной силой метнула человеческая рука.

Вожак вел свой табун на прорыв, — в долину, откуда потом они найдут путь наверх, подальше от двуногих… Человечьи крики смешивались с предсмертным визгом лошадей.

Вот один из них, ненавистных! Сейчас его кости захрустят под копытами…

Страшный удар в грудь бросил его наземь, под копыта тех, кого он вел за собой. Какой-то миг умирающему, затоптанному вожаку еще казалось, что он продолжает бежать…

Неуязвимый рухнул в последний момент, когда люди уже были уверены: все кончено! И дети Серой Совы, и дети Мамонта разразились неистовыми победными криками, — и табун, лишенный предводителя, повернул туда, куда ему и было положено: к краю обрыва.

Над обрывом клубилась белая пыль, а снизу доносился визг гибнущих животных, заглушивший человеческие голоса. Охотники торопливо спускались по тропе, чтобы завершить свое дело. Лошади, упавшие первыми, самые счастливые, погибли сразу. Последние безнадежно пытались подняться на сломанные ноги и кричали… Чудом уцелевший жеребенок жалобно звал на помощь свою мертвую лгать. Арго метнул копье.

Айон, не отрываясь, пил кровь вожака — Неуязвимого. Напившись, не вставая с колен, он воздел к небу руки и запел. Такого коня следовало поблагодарить особо.

Айон долго пел о сильном, бесстрашном жеребце, сделавшем все, чтобы спасти своих сородичей. Он благодарил свою жертву за отданную жизнь и просил прощения за свой удар. Он просил Великую Серую Сову о помощи: пусть этот славный, могучий жеребец вернется в Средний Мир как можно скорее! Пусть он приведет с собой как можно больше кобылиц и жеребцов, таких же сильных и бесстрашных.

Да, так нередко бывало при удачной охоте. Но ведь могло обернуться иначе. Например, вот так это дано в романе «Тропа длиною в жизнь»:

Читайте также:  Как привязать крючок для зимней рыбалки

…Все было хорошо, все — как надо. Стадо мамонтов отсекли и от отхода на плато, и от безопасного спуска в долину; с наветренной стороны пустили пал, с противоположной — крики и факелы. И сзади — направляющие. Все как всегда, как бывало и у них, детей Тигрольва. Он, Аймик, был среди направляющих… Великие Духи, он все делал как надо!

Ни в чем не ошибся! Его ли вина, что старый вожак оказался мудрее, опытнее, чем обычно! Все же знают, — такое случается. Редко, но случается! Рыжеволосый гигант, поддавшийся было общей панике, вдруг остановился, невзирая на рев и толчею своих сородичей, задрал свою страшную и прекрасную голову, и, вздымая хобот, затрубил так, что у загонщиков уши заложило!

А потом, развернулся, сбил могучей грудью ополоумевшую самку, подмял мамонтенка, и рванулся прямо на пал, увлекая за собой тех, кто смог в этот критический миг преодолеть свой ужас. Лучших…

Таких отчаявшихся не остановит ни копье, ни дротик. Конечно, прорвались далеко не все. Конечно, свыше половины стада нашло свою смерть там, под обрывом. Но прорвавшиеся — прорвались, и унесли с собой не только лучшие бивни и кости… Двоих сыновей Сизой Горлицы, не сумевших вовремя увернуться, стоптали мимоходом, а третьего, Кайюма, сына вождя, едва успевшего пройти Посвящение, рыжеволосый вождь ухватил своим хоботом, взметнул вверх и, с ревом швырнув себе под ноги, превратил в кровавую лепешку…

Стоит отметить одну из характернейших черт охоты в палеолите — предпочтение, оказываемое какому-то определенному виду добычи. В интересующем нас регионе такое предпочтение отдавалось мамонту, немного южнее — бизону, а на юго-западе Восточной Европы — северному оленю. Правда, преобладающий объект охоты никогда не являлся единственным.

Например, западно-европейские охотники на лошадей и северных оленей, случалось, убивали и мамонтов. Так же поступали сибирские и североамериканские охотники на бизонов. Да и охотники на мамонтов при случае не отказывались от преследования оленей или лошадей. Загонная охота в палеолите не была единственным способом добычи зверя.

Она носила отчетливый сезонный характер. «Большие загоны», подобные описанным выше, предпринимались не чаще чем 1—2 раза в год (это хорошо подтверждают и этнографические аналогии: первобытные охотники умели беречь природу много лучше, чем современное человечество!). В остальное время люди, как правило, добывали себе пищу, охотясь или небольшими группами, или в одиночку. Верхнепалеолитическое вооружение было для этого вполне приспособлено:

…Охотятся по-разному. На длинноухих и на песцов ставят силки; каждый охотник по-своему, в одиночку. За более крупной добычей уходят группами — по два, по три, а то и по пять человек; порой очень далеко: за несколько переходов. Именно так Йом с четырьмя сородичами добыли бизона, — не в окрестностях, куда эти звери заходят редко, а далеко на юго-запад, в степи.

На стоянку принесли только самые лакомые куски, присоленные золой, шкуру да голову, — знак охотничьей удачи. В одиночку на крупного зверя выходят редко, по необходимости. …Впрочем, порой появляются в общине странные любители одинокой охоты.

Охота

Охота Охота была не только аристократическим развлечением богатых сеньоров, но и жизненной необходимостью крестьян, защищавших свой скот и урожаи от вездесущих диких зверей. Кроме того, охота была дополнительным источником средств к существованию, поставляя пищу и

6.12. Охота на Чао Гая

6.12. Охота на Чао Гая В знаменитом романе, восходящем к концу юаньского — началу минского периода (XIII–XIV вв.), под названием «Шуй ху чжуань», которое переводят то как «Разбойники с Ляншаньских болот», то как «На побережье»,[120] Чао Гай с семью товарищами обманывает отряд

Охота

Охота Охотой, в отличие от войн и турниров, занимались во все времена года. У большинства она превращалась в безграничную страсть, и ради нее многие рыцари решались терпеть любую непогоду и самые ужасные опасности. Так, Филипп Август, не падкий на иные развлечения,

Охота

Охота Охота (chasse), это излюбленное занятие феодальной знати, будет рассматриваться только с точки зрения интереса к одежде, оружию, инвентарю и обычаям охотников. Мы не пытаемся создать исторический трактат на эту тему — это увело бы нас далеко за пределы настоящего

Охота

Охота Так, для всадников и знатных македонян передышки были идеальным временем, чтобы предаться охоте, этой излюбленной страсти всех балканских народов. В тот самый момент, когда я пишу эти строки, в самый разгар осени, мои друзья из Килкиса или Родолива в Восточной

Охота

Охота Охота поддерживала престиж героя, возможно, больше, чем поединки периода инициации или успешные засады. Можно разыгрывать мелкие войны в «лесных школах» или весело нападать на чучело с тремя головами и соломенным туловищем, но с диким быком, готовым подцепить тебя

Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников?

Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников? О «фаустпатронах» будете рассказывать после войны внукам, а сейчас без всяких рассуждений наступать вперед! Приказ Маршала Советского Союза Жукова Новый этап с тактической точки зрения для Красной Армии начался зимой 1944/45

Охота

Охота В лесах и зарослях кустарника в изобилии водилась всевозможная дичь. Когда Рутилий Намациан плыл в родную Галлию, буря вынудила его задержаться в гавани Пизы (впоследствии там вырос Ливорно), и он воспользовался этой вынужденной остановкой, чтобы поохотиться.

Охота за головами

Охота за головами Природная даякская религия – кахаринган, что значит жизнь. Даяки верят в Верховного бога и почитают добрых и злых духов, от которых зависит процветание, здоровье и сама жизнь. В религии даяков заметно влияние индуизма, и в Индонезии из соображений

Охота на человека

Охота на человека События разворачивались быстро. Оэлун причитала недаром. Глава тайджиутов Таргутай-Кирилтух со своими тургаутами (стражей) нагрянул на становище Борджигинов, но не застал их врасплох. Матери и дети бросились в тайгу и укрылись в укреплении из

Охота

Охота Любимым занятием ассирийского царя в промежутке между военными походами и делами управления была охота. Ашшурбанапал, например, гордился не только знанием клинописных текстов, но и умением править лошадьми, запряженными в колесницу, и стрелять из лука.На рельефах,

Охота

Охота Мы уже говорили, что майя охотились на некоторых животных, чтобы использовать их для получения орудий труда или украшений. В употребление шли кожа, кости, зубы, когти, перья, панцирь, раковина. Мясо, естественно, поедалось. Техника охоты зависела, конечно, от вида

3. Охота

3. Охота Наконец в ночь на 10 сентября наша работа началась. По курсу в темноте открылся силуэт парохода, и мы пошли на сближение, чтобы лучше опознать его. Закрыв все огни, как бы слившись с окружающей мглой, «Эмден» бесшумно подкрадывался сзади к нашей жертве. Расстояние

Источник: history.wikireading.ru

Краткая история развития охоты

Краткая история развития охоты

С древних времен основным источником пропитания человека была охота, животные охотились друг на друга, люди на животных, так в мире и сохранялась естественная цепь и природный баланс. Человек всегда имел преимущество перед животным, охота проводилась коллективно, с применением оружия, ловушек и загонов. Даже несмотря на то, что оружие было примитивное, оно увеличивало шансы на добычу, а также в случае самообороны. В ход шло все: и камни, и заостренные палки, вырытые и естественные ямы для ловушек. Метод загона был самым эффективным и с наименьшими потерями, зверя гнали в удобное место, в яму или на обрыв.

Но человек не стоял на месте, навыки охоты совершенствовались, появлялось новое
оружие, охота уже не требовала таких усилий и большого количества человек, да и
времени тратилось меньше. Человек пришел к выводу, что выгоднее некоторых
животных приручить и выращивать дома, так и появилось скотоводство. Но охота при
этом оставалась постоянным, важным и быстрым источником питания. Во-первых,
быстрее было убить столько дичи, сколько нужно, чем вырастить, во-вторых, это
попросту инстинкт человека даже и по сей день.

Территории Европы и России были достаточно густо заселены
множеством народов, а сами земли богаты лесами и дикими животными. Охота здесь
длительное время оставалась постоянным и единственным источником пищи, люди
даже и не собирались разводить домашний скот, им это не нужно было. Помимо
пищи, охота была источником заработка, позволяла вести торговлю, благодаря
охоте развивался быт, вокруг охоты крутилась жизнь.

От Геродота до наших времен дошли довольно подробные
описания того, как наши предки, в европейской части охотились. Из описания
ясно, что уже тогда для охоты использовали своры собак и лошадей. Из лука
далеко не каждого зверя можно поразить насмерть, поэтому его ранили и подолгу
преследовали верхом, идя по следу с собаками. Заметьте, это уже четко
спланированная охота, не требующая большого количества человек и собственных
сил. Человек с помощью точного оружия и животных, охотился на таких же
животных, а сам оставался наверху этой цепочки.

В 13 веке до Руси дошло огнестрельное оружие, появились
первые ружья, тогда они назывались пищали, реже аркебузы. Сразу стоит сказать,
что в охоте они практически не использовались, вес ружей был приличный, они
были громоздкие и для перемещения по лесу были непригодны. Для стрельбы из них
нужны были как минимум два человека, один заряжал и стрелял, а второй поджигал
фитиль. Впрочем, так было не всегда, огнестрельное оружие стремительно
развивалось, Испанцы внесли в его развитие огромную роль. Будучи активными
завоевателями и путешественниками, они находились в постоянном поиске и
изобретении новых конструкций огнестрельного оружия, легкого и удобного.
Благодаря этому появлялись новые ружья и пистолеты, которые быстро набирали
популярность и расходились по всему миру. Затем развитие оружейного дела
набрало обороты по всему миру, в каждой стране появились свои оружейные
мастера.

15 век стал оружейным прорывом на Руси, особенно это
отразилось на военном оснащении, и конечно же, на охоте. Теперь охотиться могли
практически все слои населения, новые виды ружей позволяли стрелять в одиночку
и были в меру легкие и удобные. Когда в качестве заряда была придумана картечь,
то охота вообще вышла на новый уровень. С таким зарядом можно было одному
подстрелить самого крупного зверя и самую мелкую птицу, картечь можно было
использовать разного калибра. В основном оружие покупалось в Европе, отечественное
оружейное дело не было развито. Петр I в 18 веке значительно изменил эту
ситуацию, в стране появились и свои мощные оружейники, и мощные мастерские, и
сталевары, охота стала доступна и очень популярна в те времена.

В Москве, в 1859 году было основано Общество охоты, а так
как охота велась без присмотра и зверь истреблялся, в 1872 году было основано
Императорское общество по разведению охотничьих видов животных.

Кроме разведения, оно занималось и контролем охоты, плюс
появился своеобразный этикет охотника и правилам охоты уже обучали. В 1898
году произошел первый Всероссийский съезд охотников.

Нужно сказать, что советские времена подняли уровень
любительской и промысловой охоты на высокий уровень, вдобавок появилась
спортивная охота, и стрельба по стендам. Охотничья культура была на высоте,
проводилось множество сезонных мероприятий на охотничьих угодьях. Охота была
строго регламентирована, регистрация оружия была обязательна, также как и
получение охотничьего билета, который открывал возможность охоты в определенных
местах в определенное время.

По сей день охота не стоит на месте, развивается оружие, боеприпасы, сейчас
особенное внимание уделяется охотничьим угодьям, контролю охоты и разведению
популяций, которые особенно подвержены отстрелу.

Источник: survinat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...