душегубки, ж. Женск. к душегуб (простореч.). Узкая неустойчивая лодка (разг.).
Как называлась узкая лодка?
ПИРОГА — узкая длинная лодка у индейцев долблёная или из шкур либо коры на деревянном каркасе.
Как называется узкая одноместная лодка?
Спорти́вная байда́рка — лодка, предназначенная для спортивной гребли. Международное краткое именование лодок: К-1 — байдарка одноместная, С-2 (англ. . Canoe-2) — каноэ двуместное, К-4 (англ.
Как называется длинная узкая лодка?
Определение слова байдарка в словарях
Как называется узкая лодка у индейцев?
Пирога – Узкая длинная лодка у индейцев, у народов Океании ПИРОГА [фр. . узкая длинная лодка (из цельного ствола или шкур, коры) у амер. индейцев и народов Океании
Как называется длинная лодка индейцев?
Пирога – Узкая длинная лодка у индейцев, у народов Океании ПИРОГА [фр. pirogue ; исп. . Америки и народов Океании – узкая и длинная лодка с остовом, обтянутым корой или шкурами, а также выдолбленная (выжженная) из целого древесного ствола.
Делаю ботник (долблёную лодку)
Какие бывают виды лодок?
Какие бывают лодки
-
Байдарка – лёгкая узкая лодка длиной
Статья в тему: Как считать вес лодки
Как называется человек который управляет лодкой?
ГРЕБЕЦ — ГРЕБЕЦ, гребца, муж. 1. Человек, веслом двигающий лодку.
Как называется длинная лодка?
Длиннохвостая лодка (тайс. เรือหางยาว) — тип лодки, распространённый в Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде и Малайзии. Эта узкая лодка изготавливается из гладко отполированного дерева, длина её обычно составляет 14—18 метров, но может достигать и 30 метров.
Как называется лодка Выдолбленная из одного куска дерева?
Долблёнка (однодерёвка, моноксил, комяга, комельник, дубовка) — гребная, реже со съёмной мачтой, плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев.
Как называется лодка Выдолбленная из дерева 9 букв?
Пирога — Узкая, длинная лодка у народов Центральной и Южной Америки и Океании, выдолбленная или выжженная из ствола дерева.
Как называются гоночные лодки?
СКИФ, а; м. [англ. . * * * скиф (англ. skiff), спортивная гоночная лодка для академической гребли.
Какая длина каноэ?
Вес современных туристических каноэ, как правило, варьирует в диапазоне от 17 до 29 кг, длина — от 4.6 до 5.5 м. Водный туризм на каноэ наиболее распространен в Северной Америке, в значительно меньшей степени — в Европе и Австралии.
Небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева
Ответ на вопрос Небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева, в слове 4 букв:
Челн
Статья в тему: Лодка отплыла от куда от берега
На весло нагбенный,Один, смиренный житель волн,Гребет и к югу правит челн ;Другой, как волхвом пораженный,Стоит недвижим; на брегаГлаза вперив, не молвит слова,И через челн его ногаПерешагнуть уже готова.Плывут…«Причаливай, старик!К утесу правь», — и в волны вмигПрыгнул пловец нетерпеливыйИ берегов уже достиг.Меж тем, рукой неторопливойДругой ветрило опустив,Свой челн к утесу пригоняет,К подошвам двух союзных ивУзлом надежным укрепляетИ входит медленной стопойНа берег дикий и крутой.Кремень звучит, и пламя вскореДалеко осветило море.Суровый край!
В берег бьетсяЧуждый чарам черный челн .Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревогБросил берег, бьется с бурей,Ищет светлых снов чертог.Мчится взморьем, мчится морем,Отдаваясь воле волн.Месяц матовый взирает,Месяц горькой грусти полн.Умер вечер.
Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн , иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень.-Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?
Мой челн смерти взял неверный курс – то ли кормчий отвлекся созерцанием моей прекрасной отчизны, то ли в минуту рассеянности не туда повернул руль, уже не знаю что, знаю одно – я остался на земле и челн мой с той поры плавает в земных водах.
Челн у Лукьяныча оказался никудышный: только ребята зашевелились — челн качнулся, и они все упали в воду, кроме Лукьяныча.
Статья в тему: Когда лучше покупать лодку пвх
Верно, не многие из нынешних поэтов, поющих « челн томленья, челн тревог», знают, какое это ощущение, когда полушубок станет «как кол» да сапоги задеревенеют («выскочил, как на грех, в нагольных сапожонках!») да в лицо, в глаза, в уши, в волосы набивает мокрым снегом, захватывает ветром дыхание!
И легкий челн выплывет тогда на самую середину реки, и прекрасная юная дева в белых одеждах взмахнет веслом, устремляя челн к брегу… Такой, наверное, увиделась юная Ольга юному Игорю-князю, как рассказывает о том легенда.
После этого море стало все отодвигаться и отодвигаться и высосало челн из устья Перака; оно влекло его мимо Селангора, мимо полуострова Малакки, мимо Сингапура, все дальше и дальше к острову Бинтангу, и челн двигался, точно его вели на веревке.
чтоб вновь достичь предела,[69]Где я живу, – иду на эту круть;Где ж ты, – сказал я, – медлил так, Казелла?[70]94. А он на то: – Его в том воля будь!Тот, кто берет, кого и как рассудит,[71]Пусть возбранял не раз сюда мне путь, —97. Все ж воля в нем по Вечной Правде судит.[72]И подлинно, три месяца, как всех[73]Приемлет он, кто с миром в челн прибудет.[74]100. Так вот и я, став у поморий тех.Где воды Тибра стали солью полны.[75]Был благостно им принят в челн утех, —103. На устье том, где он парит чрез волны.[76]Затем что там сбирается все то,Что не падет за Ахерон безмолвный.106. – О!
Статья в тему: Как подвесить лодку пвх в гараже фото
Лодка-долбленка – самодельная лодка из цельного дерева
На наш взгляд, незаслуженно забыт еще один тип маломерного судна. Речь идет о долбленой лодке. За ее кажущейся простотой и «несуразностью» скрыты и рациональность конструкции, и отличные ходовые качества. Отсутствие дефицитных материалов и минимальный набор требуемых инструментов позволяют изготовить такую лодку-долбленку непосредственно на берегу, вдали от населенных пунктов, в местах охоты или рыбалки.
На протяжении многих десятилетий секреты мастеров-лодочников передавались «из уст в уста», от отца к сыну, без чертежей и расчетов. А поскольку занималось этим промыслом ограниченное количество людей, найти сегодня специалиста, способного грамотно, по всем правилам сделать настоящую долбленку, очень трудно.
Усугубляется это и тем, что сейчас, в эпоху современных материалов и технологий, практически не существует мастеров молодого поколения, а старые, к сожалению, уносят с собой опыт и мастерство: их искусство умирает с ними. Поэтому мы и решили познакомить самодельщиков с процессом изготовления лодки-долбленки. Возможно, кто-то из них заинтересуется этой темой. Надеемся, традиции народного ремесла с их помощью сохранятся и продолжатся, принося пользу.
При описании порядка работы над лодкой мы исходим из возможностей в основном мастера-одиночки, без применения им станочного оборудования и каких-либо подъемных механизмов. Однако в любом случае и сам процесс изготовления, и сама лодка принесут вам истинное удовольствие.
Общие рекомендации по постройке лодки-долбленки
Приступая к работе, следует помнить несколько моментов:
Статья в тему: Какой мотор лучше сузуки или ямаха
1. Не беритесь сразу за изготовление большой лодки. Человеку неподготовленному это может оказаться не по силам. Более правильно было бы попробовать вариант длиной 3–4 метра.
2. Не пренебрегайте рекомендациями в вопросах выбора материала, размеров, а также временем сруба древесины. Они диктуются не нашей прихотью, а многолетними наблюдениями не одного поколения. Именно так советовали наши прадеды.
3. Предлагаемая технология и терминология имеет место в наших местах, в Красноярском крае. Безусловно, в других районах она может отличаться. Помните об этом во избежание путаницы.
4. Не стоит забывать и о накопленном опыте в любительском судостроении. Весьма полезна для работы, тем более, если за нее берется новичок, различная дополнительная литература.
Выбор материала и размеров лодки-долбленки
Лодку-долбленку можно сделать непосредственно на берегу реки. На фото — старейший мастер-лодочник Яков Евменович Соломенников. |
Самодельную лодку-долбленку из цельного дерева можно изготовить из сосны, кедра, лиственницы, осины или тополя. В нашей местности предпочтение отдается осине и тополю, так как их древесина долговечна и легко подвергается обработке. Время года для сруба дерева особого значения не имеет; это может быть и зима, и лето. Важно, чтобы это выполнялось на полную луну.
По опыту старых мастеров, если рубить дерево «на молодой месяц», то изготовленную лодку будет очень трудно разводить, а при эксплуатации она быстро выйдет из строя. Возможно, кому-то это покажется предрассудками, но такой совет дошел к нам из старины.
Статья в тему: Какая компрессия в лодочном моторе
Длина лодки выбирается, исходя из необходимой грузоподъемности (обычно около полутоны), состояния водоема, где она будет использоваться, а также из наличия древесины подходящего размера. Обычно используются следующие размерения: 4,5 м, 7 м и 9 м. Чем длиннее лодка, тем она, естественно, более трудоемка в изготовлении, но зато она лучше на ходу. Подходящий диаметр ствола подбирается так: обхватывают дерево двумя руками, и если пальцы не сходятся на 30–40 см, это то, что надо (длина окружности примерно 180–200 см).
Инструмент, необходимый для изготовления долбленой лодки
Тесла: А — боковая левая, Б — прямая. |
Для изготовления лодки потребуются следующие инструменты: топор; тесла — прямая и боковая (изготавливаются из топора с последующей закалкой); отвес; коловорот или дрель со сверлом диаметром 10 мм; рубанок двуручный (подойдет и обычный, одноручный, но им работать труднее); поперечная столярная пила или бензопила.
Подготовка дна лодки-долбленки
Уложив срубленный ствол выбранных размеров на две толстые жерди (так будет удобнее работать в одиночку), приступают к подготовке дна будущей лодки. Для этого осматривают заготовку по длине и находят ровный по всей длине участок, без видимых провалов и искривлений посередине — это и будет дно. Выбранное место ошкуривается шириной чуть больше ширины лезвия топора, а затем на получившейся полосе с помощью отвеса и шнура отбивается черта. Теперь вдоль черты аккуратно снимаем слой древесины, следя, чтобы не было горбов и впадин.
Статья в тему: Что такое дистанционное управление лодочным мотором
Начало работы. Отбивка разметочной линии. |
Перевернув ствол на жердях и закрепив его так, чтобы плоскость дна оказалась горизонтально, определяем середину бревна. Для этого используется отвес и линейка. Пробив шнурком середину, отступаем вправо и влево от этой линии примерно на 40–45 мм (на два пальца) и прочерчиваем еще две боковые линии.
Определение средней линии, обработка и разметка дна лодки. |
Подготовка носа и кормы лодки
Приступая к разметке носа и кормы, нужно помнить, что комель заготовки будет носом лодки, а вершина — кормой, то есть нос по размерам должен быть больше кормы. Этот фактор связан с особенностями эксплуатации, например — с подвесными моторами.
После выполнения всего перечисленного со стороны носа и кормы по отвесу отбиваем линии, являющиеся как бы продолжением серединной и боковых линий дна. Отступив от нижнего края бревна на 120–150 мм, перпендикулярно вертикальным линиям прочерчиваем нижние кромки носа и кормы.
Разметка торцов заготовки. |
Теперь надо определить длины носа и кормы. При изготовлении лодки рекомендованных габаритов они равны примерно 500–600 мм и 400–500 мм соответственно. В общем случае они зависят от диаметра ствола и могут меняться в ту или другую сторону. Но при любом значении длина носа должна быть больше длины кормы на 100–120 мм. Чтобы впоследствии «не потерять» нужные точки (места пересечений линий нижней кромки с вертикальной разметкой на торцах и боковых линий горизонтальной разметки с ограничителями длин кормы и носа) выделите их ярким карандашом или углем.
Статья в тему: Как подводная лодка всплывает из подо льда
Определение длины носа и кормы лодки. Выделение реперных точек. |
Разделка носа и кормы выполняется топором. Здесь важно не торопиться и не зарубать за отмеченные точки. Наклон щек должен быть не слишком крутой и не слишком пологий. Какие-либо другие рекомендации при этом вряд ли уместны: дерево нужно просто чувствовать и при выборе размеров полагаться сперва на интуицию, а впоследствии на опыт.
Итак, остро отточенным топором придаем щеке форму, показанную на рисунке. Точно так же обрабатываем заготовку с другой стороны. Затем соединяем реперные точки и удаляем лишнее так, чтобы получилась узкая наклонная поверхность.
Обработка оконечностей: А — формирование щек, Б — обработка штевня. |
Обработка оконечностей заготовки лодки. |
Обработав описанным способом обе оконечности и не переворачивая заготовки, ошкуриваем ее по всей видимой поверхности. От крайних горизонтальных разметочных линий снимаем древесину лентами, чтобы в сечении ствол принял яйцеобразную форму. Обычно для этого требуется пройти 4–5 лент.
Конечно, надо не забывать о симметричности бортов, а также не допускать видимых провалов и выпуклостей. Выход ленты к носу и норме должен быть плавным. Эта работа несложная, но требует аккуратности и не терпит торопливости. В заключение заготовку переворачиваем и окончательно ошкуриваем.
Я. Соломенников, И. Соломенников, с. Каратуз, Красноярский край.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Статья в тему: Как называется первая русская подводная лодка
Деревянные лодки фото
Деревянные лодки широко применяются для рыбалки и отдыха не реке. История деревянных лодок насчитывает десятки столетий. Существует множество названий деревянных лодок:
- чёлн
- плоскодонка
- шлюпка
- ял
- полутичка
- фофан
- и другие в зависимости от местности
Деревянный чёлн. Старинная деревянная лодка фото.
С древних времён для рыбалки использовались деревянные лодки однодеревки. Човен (чёлн) изготавливался из ствола одного крупного дерева, путем выдалбливания. Выдолбленные из целого дерева лодки были достаточно узкими и неустойчивыми. В 2018 году в Немане был поднят со дна човен длиной 8 метров, это самый длинный обнаруженный старинный човен. Возраст лодки оценили в двести лет.
фото деревянная лодка – човен фото старинной деревянной лодки – чёлн ФОТО ЧЁЛН – ДЕРЕВЯННАЯ ЛОДКА
Деревянная лодка плоскодонка
Что такое лодка плоскодонка? У плоскодонки борта лодки находятся под прямым углом к днищу. Такая конструкция проще в изготовлении. Плоское ровное дно с острым носом и борта чётко под прямым углом. А если дно искривленное и борта под тупым углом то изготовить лодку намного сложнее.
На фото ниже изображён шпангоут (усиливающее ребро) плоскодонки.
ФОТО ШПАНГОУТ ДЕРЕВЯННОЙ ЛОДКИ ПЛОСКОДОНКИ фото старой лодки плоскодонки
Некоторые различаю плоскодонки как в принципе лодки без киля. Но вот на Полесье такая классификация. В чём прелесть деревянной лодки, в том,что её можно было изготовить самому в древние времена и можно изготовить самому и в наше время.
Статья в тему: Какое масло заливать в редуктор лодочного мотора меркури
Деревянные лодки фото
Деревянные лодки изготавливают как чисто под весла, так и с возможностью использовать лодочный мотор.
Деревянные лодки с сечением в виде трапеции.
Такие деревянные лодки более практичны уже в применении и имеют лучшие по сравнению с плоскодонками ходовые качества, благодаря изгибу дна и наклонным бортам.
фото деревянная лодка на озере деревянная лодка фото деревянные лодки фото на озере фото дно деревянной лодки
Источник: yamaha-market.ru
Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии
Установив заготовку на киль, с помощью отвеса проверяем вертикальность линий в оконечностях. Затем, смотря с торцов, отступив от крайних вертикальных линий вправо и влево по 20 мм, отбиваем две горизонтальные линии по длине ствола. Измеряем шнурком длину дуги по бортам и днищу лодки.
Теперь, разделив полученное значение на четыре (сложив шнурок вчетверо), откладываем его от концы скоса носа и делаем отметку. Такое же расстояние, но уменьшенное на 20–25 мм, отмеряем от скоса на корме и также делаем отметку. Выполняем эти операции с двух сторон (вдоль бортов) заготовки.
Подготовка к долблению лодки. Разметка: А — отбивка линий разметки; Б — определение длины дуги; В — определение местонахождения точек разметки; Г — отбивка разметочных линий.
Соединяем получившиеся отметки, как показано на рисунке, и выбираем топором часть заготовки, выделенную штриховкой. Для ускорения работы можно воспользоваться бензопилой или двуручной поперечной пилой, сделав предварительные пропилы.
Пространство между точками, обозначенными буквами А и Б, прорубаем топором в виде желоба, причем к корме и носу уклон стенок желоба увеличивается с 90° до 120°.
Долбление желоба.
Теперь нужно постепенно «довести» форму боков желоба, так же как и форму днища. Кроме этого, в корме и носу надо сузить верхнюю часть на 30–40 мм с обеих сторон. От точек, обозначенных буквами В, Г, Д, Е, отбиваем линии до торцов носа и кормы и снимаем лишнее топором. На этом подготовка к долблению заканчивается.
Мачта
Без маленькой мачты с парусом работа будет выглядеть незавершенной. Я использовала сверло примерно того же диаметра, что и мой дюбель. Не забывайте о том, что они должны совпасть друг с другом – в этом случае не придется использовать клей. Выточив из доски круглую мачту, вставьте ее в отверстие. Если она будет сидеть неплотно, то вам придется использовать клей и скотч для того, чтобы сузить диаметр, поэтому действовать лучше постепенно.
Также я просверлила крошечные отверстия на концах мачты, в которые вставила нитки. Они будут удерживать парус, который сделает игрушку еще интереснее. Его можно сделать из ткани. Используйте прочный материал и обработайте края, чтобы он не распустился раньше времени. При правильной работе парус даже сможет направлять ваш маленький кораблик, опущенный на воду.
Опухлость глаз, головокружение и другие возможные реакции на вакцину COVID-19
Приготовил ленивые сосиски в тесте: насадил на колбаски бублики и запек
Черная часть в голове креветки: многие не знают, съедобно это или нет
Долбление лодки
Для выполнения этой работы понадобится прямая и боковая теслы, топор, палочка для чистки щепы, двуручный рубанок.
Начинаем с выборки прямой теслой носа и кормы, а затем вырубаем весь «ворот», насколько позволяет «взять» инструмент. Следите, чтобы не перерубить края бортов!
Перевернув заготовку, прострагиваем рубанком всю ее поверхность. При этом плоскость днища оставляем как есть, не скругляя краев. Строгать удобнее вдвоем двуручным рубанком: мастера садятся лицом к лицу и постепенно передвигаются от носа к корме.
Через каждые 250–300 мм перпендикулярно продольной оси лодки от одного борта к другому проводим линии разметки, а затем, отступив от края площадки днища на 30–40 мм, сверлим по этим линиям отверстия Ø 10–12 мм на глубину 40–50 мм. Шаг отверстий 100–120 мм. Сверление проводится по всем линиям, в том числе на щеках носа и нормы.
Отбивка разметочных линий на корпусе.
Нанесение на заготовку разметки для установки сторожков.
По количеству получившихся отверстий заготавливаем сторожки — стерженьки из кедрового кругляка. С их помощью при долблении определяется толщина стенок лодки. Перед тем как забить стержни в отверстия, их торцы зачерняются обугленным поленом — так будет лучше видно. Средняя длина сторожка — 17–18 мм, в носу и корме ее можно увеличить на 15 мм.
Изготовление сторожков, сверление отверстий под сторожки.
«Задав» толщину стенок, лодку можно перевернуть и по сторожкам окончательно выдолбить, наклоняя для удобства заготовку на один или другой борт. Облегчить работу может поставленная в середину распорка. Но она должна быть не очень большая — иначе могут сколоться края. И еще: по всей длине лодки посередине необходимо оставить утолщение — так называемую «дыню».
Ее размеры могут меняться от 70–80 мм в носу и норме до 50–70 мм. Ширина «дыни» — примерно 70–90 мм.
Долбление лодки. Хорошо видны сторожки. |
На всю описанную работу у мастера уходит обычно 2,5–3 дня работы. После того как лодка будет выдолблена и вычищена от щепы, можно перейти к разводке. Если же приступить к этой процедуре в ближайшие день-два возможности нет, то заготовку необходимо опустить на хранение в воду. Вообще неразведенная лодка может храниться один-два месяца.
Разведение лодки-долбленки
Для начала несколько рекомендаций.
Поскольку процесс разведения включает в себя нагревание по всей поверхности на открытом костре, необходимо предварительно соблюсти все правила пожарной безопасности. Желательно также дождаться безветренной погоды или же специально выбрать подходящее место.
Работать сподручнее вдвоем, четно распределив роли, так как сама разводка займет всего час-полтора, и действия каждого должны быть достаточно четки и быстры.
Лодка готова к разводке. |
Загодя заготавливаем сырые распорки из черемухи или другой гибкой древесины. Их задача, будучи установленными внутрь лодки, равномерно давить на нагреваемый борт.
Во время работы из-за неравномерного нагрева возможны пригорания бортов или днища. Эти места хорошо заметны, и в таком случае они смачиваются влажной тряпкой. Поэтому предусмотрите, чтобы под рукой в нужный момент была пара ведер с водой и ветошь.
Так как лодка находится на двух точках опоры, то при нагревании возможен прогиб днища или свисание кормы и носа. Этот дефект резко снизит ходовые качества. Не допустить его можно, правильно расположив лодку на жердях и не перегибая излишне заготовку.
Теперь разведем костер и разложим его по всей длине лодки. Над костром, на высоте 0,8–1 м, закрепляем две крепкие сырые березовые жердины и кладем на них заготовку днищем вниз.
Добившись равномерного пламени, прогреваем днище. Оно дойдет до «кондиции», когда рядом с «дыней» будут выступать пузырьки влаги и борта начнут расходиться. Вставив распорки, наклоняем лодку одним бортом над жаром, следя, однако, чтобы и днище не остывало.
Если в какой-то момент окажется, что борт «не идет», то необходимо от середины лодки к носу и корме снять с борта ленту древесины толщиной 5–7 мм — это ликвидирует напряжение, и процесс продолжится. В принципе по такой технологии ствол можно развернуть даже в лист. Таким же образом обрабатывается и другой борт. Нужно лишь не забыть о симметричности.
Разведение бортов покажет, насколько хорошо вы обработали корпус Если имеются неравномерности по толщине лодки, то при разведении в таких местах появятся бугры или ямы, которые уже не устранить. Если днище было прострогано слишком грубо, впоследствии и это будет заметно. Мелочей здесь нет. Возникающие в материале напряжения при разводке весьма значительные, поэтому любое снятие древесины с борта надо выполнять очень аккуратно: одно неверное движение — и произойдет скалывание. Всю работу придется выполнять сначала.
Процесс сборки каркаса
После подготовки всех частей для лодки, приступаем к непосредственному процессу сборки лодки из оцинковки и досок своими руками. Для этого надо произвести следующие действия:
- В носовой части необходимо объединить два борта и треугольную заготовку для носовой части. В качестве соединительных элементов можно применить гвозди или саморезы. Если брусок выступает над бортами, то его нужно подпилить в один уровень.
- Следующим действием будет – установка временной распорки. К этому процессу надо подходить аккуратно. Чтобы при загибании борта не лопнули, распорка запиливается под не слишком большим углом.
- После установки распорки необходимо загнуть борта дальше. Для фиксации подойдет веревка или пара помощников.
- Подставляем заднюю часть, подгоняем, снимаем необходимую фаску. Подгонять надо хорошо, чтобы не оставлять зазоров. Все должно прилегать плотно.
- Закончив подгонку, сколачиваем борта и отпиливаем все выступы.
- После того как борта собраны, устанавливаем постоянные распорки при этом временную убираем. Какое количество деталей установить, зависит от предпочтений хозяина.
Перед тем как скреплять деревянные части гвоздями или саморезами, стоит предварительно просверлить сверлом отверстия. Такой способ предотвращает растрескивание досок.
Завершительным этапом сборки деревянной конструкции, будет снятие фаски на нижних частях бортов, распорках и покрытием защитного слоя антисептика.
Общие рекомендации по постройке лодки-долбленки
Приступая к работе, следует помнить несколько моментов:
1. Не беритесь сразу за изготовление большой лодки. Человеку неподготовленному это может оказаться не по силам. Более правильно было бы попробовать вариант длиной 3–4 метра.
2. Не пренебрегайте рекомендациями в вопросах выбора материала, размеров, а также временем сруба древесины. Они диктуются не нашей прихотью, а многолетними наблюдениями не одного поколения. Именно так советовали наши прадеды.
3. Предлагаемая технология и терминология имеет место в наших местах, в Красноярском крае. Безусловно, в других районах она может отличаться. Помните об этом во избежание путаницы.
4. Не стоит забывать и о накопленном опыте в любительском судостроении. Весьма полезна для работы, тем более, если за нее берется новичок, различная дополнительная литература.
Окончательная заделка стыков листов днищевой и бортовой обшивок
После того как клей просох, нужно будет проложить по внутренней стороне стыка листов бортовой и днищевой обшивок две парусиновые полосы, тщательно пропитанные эпоксидным клеем. С внешней стороны шов нужно усилить мелкой паклей, забитой широкой плоской отверткой между гранями обшивочных листов
Перед этим важно не забыть промазать внутренность шва эпоксидным клеем и уже потом быстро протолкнуть туда уплотнительный материал
Когда все соединительные швы тщательно просохнут, можно приступать к грунтовке поверхностей. Она выполняется кистью и шпателем. Перед операцией корпус нужно перевернуть килем вверх. Выступающие головки шурупов и болтов, стыки обшивочных листов и другие выступающие элементы конструкции тщательно промазываются двумя-тремя слоями грунтовки.
Оптимальным вариантом грунтовки станет разогретая до кипения олифа. Несколько слоев обеспечат должное качество покрытия. Два-три слоя краски обеспечат хорошее качество покрытия внешней поверхности корпуса и помогут сделать деревянную лодку более долговечной.
Выбор материала и размеров лодки-долбленки
Лодку-долбленку можно сделать непосредственно на берегу реки. На фото — старейший мастер-лодочник Яков Евменович Соломенников. |
Самодельную лодку-долбленку из цельного дерева можно изготовить из сосны, кедра, лиственницы, осины или тополя. В нашей местности предпочтение отдается осине и тополю, так как их древесина долговечна и легко подвергается обработке. Время года для сруба дерева особого значения не имеет; это может быть и зима, и лето. Важно, чтобы это выполнялось на полную луну.
По опыту старых мастеров, если рубить дерево «на молодой месяц», то изготовленную лодку будет очень трудно разводить, а при эксплуатации она быстро выйдет из строя. Возможно, кому-то это покажется предрассудками, но такой совет дошел к нам из старины.
Длина лодки выбирается, исходя из необходимой грузоподъемности (обычно около полутоны), состояния водоема, где она будет использоваться, а также из наличия древесины подходящего размера. Обычно используются следующие размерения: 4,5 м, 7 м и 9 м. Чем длиннее лодка, тем она, естественно, более трудоемка в изготовлении, но зато она лучше на ходу. Подходящий диаметр ствола подбирается так: обхватывают дерево двумя руками, и если пальцы не сходятся на 30–40 см, это то, что надо (длина окружности примерно 180–200 см).
Инструмент, необходимый для изготовления долбленой лодки
Тесла: А — боковая левая, Б — прямая. |
Для изготовления лодки потребуются следующие инструменты: топор; тесла — прямая и боковая (изготавливаются из топора с последующей закалкой); отвес; коловорот или дрель со сверлом диаметром 10 мм; рубанок двуручный (подойдет и обычный, одноручный, но им работать труднее); поперечная столярная пила или бензопила.
Подготовка дна лодки-долбленки
Уложив срубленный ствол выбранных размеров на две толстые жерди (так будет удобнее работать в одиночку), приступают к подготовке дна будущей лодки. Для этого осматривают заготовку по длине и находят ровный по всей длине участок, без видимых провалов и искривлений посередине — это и будет дно. Выбранное место ошкуривается шириной чуть больше ширины лезвия топора, а затем на получившейся полосе с помощью отвеса и шнура отбивается черта. Теперь вдоль черты аккуратно снимаем слой древесины, следя, чтобы не было горбов и впадин.
Начало работы. Отбивка разметочной линии.
Перевернув ствол на жердях и закрепив его так, чтобы плоскость дна оказалась горизонтально, определяем середину бревна. Для этого используется отвес и линейка. Пробив шнурком середину, отступаем вправо и влево от этой линии примерно на 40–45 мм (на два пальца) и прочерчиваем еще две боковые линии.
Определение средней линии, обработка и разметка дна лодки.
Крепление оцинкованного днища
Главным материалом в изготовление днища будет оцинкованный лист. Наиболее подходящим вариантом будет подходящая длина листа под размеры каркаса лодки. В случае если приобрести железо таких размеров не удастся, то можно взять два листа, но в процессе стройки лодки могут возникнуть некоторые сложности. Основными действиями при выполнении таких работ являются:
- Вырезаем по дну лодки, кусок оцинковки. Для этого контур можно обвести маркером и обрезать.
- На нижние части бортов наносим прямой линией герметик, на него укладывается специальная нить. В случае если нет ни того ни другого, то все можно заменить краской и паклей. Эти действия предотвратят протекание лодки.
- Укладываем сверху оцинковку.
- Закрепляем саморезами с пресшайбой, либо гвоздями (1.8х32). Крепить начинать нужно от середины к краям. Расстояние примерно 2-5 см между креплениями.
- Выступающее за края, оцинкованное железо, подрезается и обстукивается молоточком.
- Далее необходимо укрепить носовую часть. Делаем это тоже с помощью жести.
Дальнейшие работы заключаются в покрытии лаком и просушке лодки. Сушка проводится обязательно в тени. При желании можно обезопасить дно от коррозии, его покрывают масляной краской в несколько слоев.
Как выбрать древесину?
Первое, на что необходимо обратить внимание и от чего зависят 80 %!результата – это выбор правильной древесины. Перед тем как изучить азы судопроизводства, вам необходимо как можно больше узнать о дереве, которое подходит для изготовления лодок деревянных
Большое значение будет иметь не только вид древесины, но и даже часть ствола, которую вы будете использовать для строительства.
На торцевом срезе видно, что любая древесина неоднородна. Ствол дерева состоит из трех частей: сердцевины, ядра и заболони. Ядро – это самая прочная часть ствола, которая имеет хорошую естественную защиту от загнивания. Именно она и используется в строительстве лодки.
Кроме того, перед строительством лодки нужно просушить весь пиломатериал, чтобы не нарушалось соединение деталей. Пиломатериалы должны иметь влажность не более 15-18 %! После сборки необходимо обязательно пропитать готовую лодку средствами, защищающими от влаги, чтобы лодку не покоробило со временем.
Лучшим деревом для строительства лодок считается лиственница, но подойдут и другие хвойные деревья, например, сосна или ель. Главным требованием при выборе пиломатериала является отсутствие сучков.
Специфика создания деревянного судна
Чтобы сделать лодку из этого материла, необходимо учитывать следующие рабочие моменты:
Умение работать с древесиной и деревянными элементами — главная особенность, учесть которую надо перед началом изготовления судна. Человек должен понимать, какие пиломатериалы лучше выбрать для создания лодки. Рекомендуется изучить различные справочники и инструкции перед началом работ, чтобы конечный результат был без дефектов. Необходимо найти подходящие чертежи и схемы деревянной лодки. Своими руками можно сделать эти документы, поскольку существует множество специализированных компьютерных программ для этих целей
Важно знать: понадобится не только древесина, но и иные стройматериалы, с помощью которых конструкцию лодки можно будет скрепить и обезопасить от проникновения воды. Специалисты могут изготовить деревянное судно за 10 рабочих дней
Необходимо учитывать, сколько свободного времени будет доступно для проведения этих работ. К тому же надо найти свободное место, на котором впоследствии будет собираться плавучее средство. Перед началом работ следует приобрести требуемые инструменты и материалы, список которых будет представлен ниже.
Это ключевые особенности, на которые стоит обратить внимание, однако во время работы могут появиться и другие специфические моменты. Чтобы иметь визуальное представление о конструкции, ниже приведен чертеж деревянной лодки
Источник: kaksamomusdelat.ru
tihiomyt
Со временем и у нас в городке забывается еще один вид лодок. Речь идет о долбленой лодке. За ее кажущейся простотой скрыты и рациональность конструкции, и отличные ходовые качества.
На протяжении многих десятилетий секреты мастеров-лодочников передавались «из уст в уста», от отца к сыну, без чертежей и расчетов. А поскольку занималось этим промыслом ограниченное количество людей, найти сегодня специалиста, способного грамотно, по всем правилам сделать настоящую долбленку, очень трудно.
1.
Лодку-долбленку из цельного дерева у нас изготавливают из осины. В Сибири долбят так же из кедра, лиственницы.
2.
Шпангоуты.
3.
Зафиксированы в корпусе болтами по одному, по верхней кромке на каждый борт.
4.
Минимум гвоздей и болтов.
5.
Толщина стенки в верхней части не более 30 мм.
6.
Пока на замке.
7.
8.
Источник: tihiomyt.livejournal.com