Охотник который пожалел животных

Олимпиада по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс Ответы на Олимпиаду по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс Книжные памятники Прочитай слова персонажей и выбери,...

Олимпиада по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс

Ответы на Олимпиаду по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».

1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского

Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.

2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского

Ответ: И прославилось его имя во всех странах…

3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет

Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…

4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет

Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.

6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)

5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского

Мы Купили ПАРАЗИТА в ДАРКНЕТЕ и пожалели об этом… | LuxuryDark На Русском Языке | Озвучка

Ответ: Князь Александр был непобедим.

8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)

6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет

Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».

Средства выразительности

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.

1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»

Ответ: гипербола

2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»

Ответ: эпитет

3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»

Ответ: сравнение

4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»

Ответ: антитеза

7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)

5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»

Ответ: ирония

6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»

Ответ: литота

7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»

Ответ: сравнение

Охотник пожалел леопарда, который нес в пасти детёныша. Истории из жизни животных.

8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»

Ответ: метафора

8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)

9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»

Ответ: гипербола

10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»

Ответ: метафора

9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)

Вечеринка писателей

Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

5, 6, 7, 8 и 9 классы

A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом

Жанры

Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)

Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.

Ответ: Пушкин, Няня

Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради

Ответ: Толстой «Детство»

Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.

Ответ: Грин «Алые паруса»

Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.

Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)

Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.

Ответ: Гоголь «Шинель»

Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.

Ответ: Чехов «Хамелеон»

7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)

Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.

Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»

Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.

Ответ: Лесков «Левша»

Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.

Ответ: Чехов «Человек в футляре»

После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.

Ответ: Толстой «После бала»

8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)

Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.

Ответ: Горький «Детство»

9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)

После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.

Ответ: Толстой «После бала»

Тайный автор

Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)

Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов

Исторические книги

1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.

Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.

2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.

Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.

Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.

Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.

5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.

Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.

6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)

6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.

Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.

7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.

Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

5, 6, 7, 8 и 9 классы

слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты

Собери героя

Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде

Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий

Блогеры

Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.

Источник: wordsofwonders.ru

Охотник пожалел свою добычу и оплатил ее лечение в ветеринарном госпитале

Охотник пожалел свою добычу и оплатил ее лечение в ветеринарном госпитале

сегодня

Репост
новость

В Москве охотник, пожалев собственноручно подстреленную пару диких гусей, принес пернатых в ветеринарный госпиталь и оплатил им лечение. Мужчина говорит, что его сердце кровью облилось, когда он увидел жалобный взгляд подстреленных птиц. Губитель и спаситель в одном лице сам удивляется своему поступку – раньше такого с ним не случалось.

На охоту москвич Петр ездит как на работу. За последние годы не пропустил ни одного сезона. На этот раз, вооружившись охотничьим ружьем, Петр отправился в Вологодскую область. Добычей заядлого охотника стал пара перелетных белолобых гусей — самка и самец. Охотник подошел к птицам и увидел, что они живы. У обоих пернатых были задеты только правые крылья.

Петр говорит, что его сердце дрогнуло, когда он увидел, что птицы представляют собой семейную пару – гусь с гусыней.

Подстреленных птиц охотник бережно уложил на заднее сиденье и привез в один из московских ветеринарных госпиталей. Врачи удивились: они впервые столкнулись с тем, чтобы охотник подстрелил дичь и потом привез ее лечить. Мужчина убеждал врачей вылечить пару, обещая потом за ними ухаживать и выпустить на волю.

«Если они не смогут адаптироваться, то будут жить у меня всю оставшуюся жизнь», — говорит Петр.

У гуся и гусыни врачи обнаружили открытый перелом плечевой кости. Кроме того, у птиц в крыльях было множество застрявших осколков. Гусей срочно прооперировали и теперь они чувствуют себя хорошо. Охотник, как и обещал, за ними ухаживает.

экология — своевременная забота об окружающей среде

животные — защита и ненападение

продукты — натуральные и без химии

Источник: vegetarian.ru

Урок литературного чтения. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». 4-й класс

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

  • Создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, рассуждать;
  • Создать условия для осознания поступка главного героя на основе решения проблемной ситуации урока.
  • Обсудить с обучающимися, какими качествами должен обладать человек, который бережно относится к природе, стремиться придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
  • Способствовать развитию умений работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку.
  • Отвечать на вопросы учителя по тексту произведения;
  • Находить предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;
  • Выражать свое отношение к поступку главного героя произведения;
  • Формулировать основную мысль текста;
  • Соприкоснуться с творчеством великого поэта;
  • Выразить свое отношение к поступку героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию полученные на уроке;
  • Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотизы, делать умозаключения.
  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (технология смыслового чтения).
  • Давать самооценку своей деятельности в группе.
  • Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя), доносить свою позицию, понимать других.
  • Работать в группе, взаимодействовать с участниками группы с целью решения учебной задачи.
    Оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
  • Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  • Соприкоснуться с творчеством великого поэта;
  • Выразить свое отношение к поступкам героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

Сегодня на уроке мы побываем в гостях, научимся составлять характеристику главного героя, создадим диафильм , будем наслаждаться красотой русской поэзии, а поможет нам в этом хорошее настроение, ваше желание и произведения Н.А.Некрасова, на одном из них мы сегодня остановимся.

Проблемный вопрос: Актуальны ли произведения Некрасова в современное время?

2. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)

  • Назовите некоторые из них, которые вам больше всего запомнились или понравились (ответы детей).
  • Какую тему чаще всего затрагивает автор? (тема природы, бережное отношение к ней, тему любви, сострадания к детям)
  • А что из жизни автора вы знаете? (Репродуктивный метод)

Ответы детей — Я знаю, что Н. А. Некрасов известный писатель. Детство провёл в селе.

Семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а рядом стояли убогие избы крестьян.

— Я хочу дополнить к ответу, что родители его были очень богатые. Отец запрещал мальчику бывать в этих избах, играть с детьми крестьян, ведь он – помещик, будущий хозяин.

-А еще, я помню, что он в любую свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался на санках.

— Я хочу дополнить к ответу, что он всегда был сильным, смелым, умел плавать, метко стрелял из ружья. Когда стал взрослым, любил охотиться. Особенно дружил с крестьянами, которые тоже любили охоту.

Учитель: Много интересных историй о природе в разное время года, о животных, рассказывали ему простые люди. Любовь к природе, к родному краю поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в своих произведениях.

Есть очень интересная история написания стихотворения » Дедушка Мазай и зайцы»

(краткий рассказ учителя)

– В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени.

Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал

“Дедушка Мазай и зайцы” Мы побываем у него в гостях (Отрывок мультфильма)

— Что вы узнали о Мазае из просмотренного отрывка и 1 части стихотворения?(любит свой низменный край до страсти, жалеет животных,носил поесть им в зимние стужи, осуждает деревенских мужиков за жестокость)

— О чём же это стихотворение

(наверное, о том, как Дедушка Мазай спасал зайцев)

— Почему зайцам потребовалась помощь

Половодье-река вышла из берегов, разлилась – стихийное бедствие, природное явление)

— Вспомните мой рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю? (поохотиться)

— Вы видели, чтобы Мазай выстрелил?

Прием “Побуждающий диалог”

— Какое противоречие вы заметили?

— Какой у вас возник вопрос?

(Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?)

3. Проблемная ситуация.

— Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?

— Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремиться прийти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.

4. Поиск решения (открытие нового знания)

— Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения, пользуясь справочной литературой, вы эту работу выполняли самостоятельно по группам. Проверим результат вашей поисковой деятельности.

(слова прочитываются вслух, по группам, ставится ударение, проговаривается значение слов)

Силки – приспособление в виде затянутой

петли для ловли птиц и мелких животных

Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см)

Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см)

Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета

Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.

Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.

Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.

Теперь нам намного легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.

4.1. Выразительное Чтение текста

2 часть

Что особенно тронуло вас в этом стихотворении? (Больше всего тронуло то, что охотник не убивал, а спасал зайцев)

Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения? (Да)

4.2.Составление хар-ки Мазая ( работа в парах)

1. “Старый Мазай любит до страсти свой низменный край”

2. “Вдов он, бездетен, имеет лишь внука”

3. “Торной дорогой ходить ему — скука”

4. “За сорок вёрст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочём”

5. “Дня не проводит Мазай без охоты”

6. “Начал частенько Мазай пуделять”

7. “Впрочем, в отчаянье он не приходит”

8. “Знает он много рассказов забавных про деревенских охотников славных”

На основе цитатной характеристики сделайте вывод.

охарактеризуйте Мазая одним словом

Что можно дописать в цитатный план – характеристику Мазая?

(обостренное чувство совести и ответственности за слабых, беззащитных)

4.3. Докажите словами из текста. Как Мазай называет зайцев?

— Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему?

“Не попадайтесь зимой!”
Я их не бью ни весною, ни летом:
Шкура плоха – линяет косой..”

Только ли поэтому Мазай не стреляет зайцев, что шкура плоха и линяет косой? (Нет)

Перечитайте строки в начале с.178

Дедушка пальцем косому грозит:

“Врешь – упадешь!” — добродушно кричит. (Нет.)

(Он добродушный человек – добрая душа)

5. Закрепление. Применение нового знания.

Диафильм (слайды, дети подбирают подписи из текста)

6. Подведем итог нашей работы.

— Актуальны ли произведения А.Н.Некрасова в современном мире?

Дополнительный материал Тест – игра

(Проверяем у доски. Вывешиваем иллюстрацию и читаем отрывок). Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест.

“Найдите ошибки в строках”.

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы граблями (силками) ее не давили;
Только уселась команда босая (косая),
Весь городочек (островочек) пропал под водой;
“То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики (зайчики), деда Мазая!”;
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится лосиха (зайчиха);
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла (лодку) качают, грести не дают.
Мы за деревней в кустах (в реке) очутились.
Тут мои кролики (зайчики) точно сбесились.

7. Домашнее задание.

Составить рассказ на тему: “Мы спасены!” или “Однажды мама зайчиха рассказала своим деткам вот какую историю. ”. выучить отрывок.

У каждого обучающегося на столе трафареты зайцев 2-х цветов белого и серого.

Дети оценивая свою работу в процессе урока размещают зайцев в лодке закрепленной на доске.

Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось.

Серый заяц – считаю, сто все получилось, но мне помогали товарищи по группе.

Добрые пожелания. Положительная оценка работы детей на уроке. Похвала.

Судя по лодке, на которой вы собрали зайчишек, я могу сделать вывод, что вам сегодня все удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы!

Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
И она отплатит вам сполна.

Источник: urok.1sept.ru

Охотник который пожалел животных

«Охота и охотничье хозяйство» №8, 2008

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-ОХОТНИКИ.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1877)

Литературный критик А.М.Скабичевский не был охотником, а потому, побывав в гостях у Н. А. Некрасова, очень удивился и в тот же вечер написал о своем визите к поэту: «Вошедший к нему в квартиру, не зная, кто в ней живет, ни за что не догадался бы, что это квартира литератора, и к тому же певца народного горя. Скорее можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушел в охотничий промысел. Во всех комнатах стояли огромные шкафы, в которых вместо книг красовались штуцера и винтовки. На шкафах — чучела птиц и зверей. В приёмной же комнате на видном месте, между окнами, стояла на задних лапах, опираясь на дубину, громадная медведица с двумя медвежатами, и хозяин с гордостью указывал на нее как на трофей одного из своих самых рискованных охотничьих подвигов».

Николай Некрасов родился в 1821 году в Подольской губернии, но детство провел на Волге — в отцовском имении Грешнево под Ярославлем. Его отец Алексей Сергеевич, отставной майор, отличался буйным нравом, любил «строить в шеренгу» всех домашних и челядь, одно время по склонности характера даже служил исправником и чинил следствия по уголовным делам. Отец жил широко и бестолково, в доме часто стоял дым коромыслом: грандиозные попойки с песнями, плясками и девками, толпящиеся у стола закадычные дружки-охотники и псари. Красивая и образованная мать — Елена Андреевна (урожд. Закревская) безропотно сносила загулы и глумление мужа, но маленькому Коле Некрасову несчастливый брак родителей нанес незаживающие раны. Душа его разрывалась от нежной любви к матери и страха перед отцом, смешанным со скрытым восхищением стихийной мужской силой:

. Но первые шаги не в нашей власти!

Отец мой был охотник — и игрок.

И от него в наследство эти страсти

Я получил, — они пошли мне впрок.

Не зол, но крут, детей в суровой школе

Держал старик, растил, как дикарей.

Мы жили с ним в лесу да в чистом поле.

Травя волков, стреляя глухарей.

Начальной грамоте будущий поэт учился у ярославских семинаристов и уже в 6—7 лет начал сочинять стихи. В 1832 году он поступил в ярославскую гимназию, но предпочитал занятиям игру на бильярде.

Отец не желал регулярно вносить плату за обучение сына, тот совсем отбился от рук, — в 5-м классе был отчислен из-за хронической неуспеваемости и целый год провел в праздном безделье, укрываясь от семейного раздрая на охоте, захватившей его без остатка. С самого раннего детства отец приучил его к верховой езде, учил так, что мальчик за день падал из седла на землю 20 раз, зато до конца своих дней мог ездить на любой лошади, ездить не для прогулок, а именно на охоту, — другого времяпровождения в деревне он не признавал.

Его сестра A.A. Буткевич после смерти поэта вспоминала: «Брат мой всю жизнь любил охоту с ружьем и легавой собакой. Десяти лет он убил утку на Пчельском озере: был октябрь, окраины озера уже заволокло льдом, собака не шла в воду. Он поплыл за уткой сам и достал ее. Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило. Он говорил, что самый талантливый процент от русского народа отделяется в охотники: редкий раз не привозил он из своего странствия какого-нибудь запаса для своих произведений. » А о своем якобы безрадостном отрочестве поэт в последние годы жизни написал не без бравады так:

В пятнадцать лет я был вполне воспитан,

Как требовал отцовский идеал:

Рука тверда, глаз верен, дух испытан,

Но грамоту весьма нетвердо знал.

И я таким остался до седин

(Мне грамота потом далась однако),

Мой лучший друг — легавая собака,

Дa острый нож, да меткий карабин

И всё же жизнь в имении и отцовский деспотизм тяготили молодого Некрасова. В семнадцать неполных лет он «надул отца притворным согласием поступить в Дворянский полк» и с тетрадкой собственных стихов отправился покорять поэтический Петербург. Отец, узнав о коварстве сына, отказал ему в какой бы то ни было помощи и надолго предал анафеме.

Тогда Некрасов «дал себе слово не «мереть на чердаке»: живя впроголодь за копейки сочинял письма для ««грамотных просителей, занимался изнурительным репетиторством. Две попытки поступить в университет из-за провалов в образовании закончилась крахом.

Биографы считают, что этот период жизни Некрасов провел «на дне» и в страшных мытарствах, однако с этой версией не вяжется тот «акт. что уже в начале 1840 года якобы нищий провинциал, одетый едва ли не в рубище, заявляется прямо с «улицы не к кому-нибудь, а к воспитателю будущего Императора Александра II, аристократу и эстету В.А. Жуковскому.

Стихи Некрасова (сборник «Мечты и звуки») Василию Андреевичу не понравились, а язвительный критик С. П. Шевырев молодого стихотворца зарезал без ножа: «. где это сочиняют? В Пекине, на островах Сандвичевых?» Но поэта Некрасова убийственные отзывы стариков не уничтожили, — тому времени он уже вращался в молодежном кругу И.И. Панаева, Д.В. Григоровича и В.Г.

Белинского. а редактор «Литературной газеты» Ф.А.Корш тут же предложил поэту место своего помощника. Хваткий до живого дела Некрасов быстро разобрался в издательской механике и через несколько лет затеял издание собственного развлекательного альманаха, чем победил свою бедность растопил гнев отцовского сердца.

Звездный час Некрасова-издателя пробил в 1847 году, когда он уговорил Л. Панаева выложить круглую сумму для оживления» журнала «Современник. Панаев, любивший щегольнуть своими барскими замашками, согласился и вместе с деньгами «отдал» приятелю собственную жену Авдотью Яковлевну, что никак не повлияло на успех предприятия, скорее — ему способствовало.

Под крышу «Современника» Николай Алексеевич собрал писателей и поэтов, чьё творчество теперь называют «золотым веком» русской литературы: Толстой, Белинский, Тургенев, Герцен, Островский, Гончаров, Фет, Тютчев. Любопытно, что корифеи «золотого века» если не поголовно, то через одного ходили в заядлых охотниках.

А ведь был еще и второй ряд ныне забытых писателей-охотников из круга «Современника»: Е.Э. Дриянский, H.A. Основский, H.H. Воронцов-Вельяминов, H.H. Толстой.

Отец поэта, давно простивший своего отпрыска, не без ликования следил за его поэтическими и, особенно, финансовыми победами. С начала 1850-х годов сын наладил барский быт: зима — в Петербурге, часть весны и лето — на даче в Парголове.

Отец не возражал против приобретения сыном недвижимости, больше того, — в приступе то ли любви, то ли давней вины передал сыну во владение одну из своих «заначек»: имение в сельце Алешунино, затерянное в Муромских лесах на Владимирщине. Но даже в кошмарном сне Некрасову-старшему не могло присниться, что сын не приедет в родное гнездо на охоту. И сын до самой смерти отца в 1862 году ездил в Грешнево. Каждый год. Псовую охоту — гордость отца, помимо собак, обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных, и Алексей Сергеевич, заманивая сына домой, непременно сообщал ему в письмах душещипательные для всякого охотника новости: «Охота шла довольно хорошо зайцев по 15 ноября затравлено 634, лисиц три, барсук один»; «Борзых у нас 20, гончих 24, те и другие отличные».

Сохранилось интересное свидетельство сестры поэта A.A. Буткевич, что «отец брал его на псовую охоту, но он ее не любил. » Вряд ли этот упрек справедлив, потому что Некрасов посвятил псовой охоте веселые стихи («Нет нам запрета по чистому полю — тешить степную и буйную волю») и даже одноименную поэму.

В советское время поэме «Псовая охота» прилепили ярлыки «антикрепостническая» и «обличительная», хотя по своему духу и ритму она скорее схожа с гимном, воспевающим удаль, размах и красоту России и русской души. Даже в прозаическом письме поэт обмолвился о псовой охоте так: «Сколько во всем этом поэзии — не той пересаженной поэзии, которой веет на нас «лукавый запад», но настоящей, чисто славянской!» Как всё-таки быть с утверждением сестры? Дело в том, что Некрасов, став горожанином, попросту не мог содержать псовую охоту — помещичью забаву. А еще долгие годы в нем жила картина из детских лет, когда отец во время охоты жестоко наказал виновного в каких-то прегрешениях доезжачего. После этого случая отец дал зарок не распускать руки, но память сына навсегда связала псовую охоту с агрессией отца, который к тому же считал ружейную охоту сына лакейской и низкой, потому что в те годы дичь к барскому столу поставляли крепостные крестьяне или немцы-гувернеры. Правда, наверное, крылась в том, что Некрасову, любившему псовую охоту, не хотелось участвовать в ней вместе с отцом, которому он всё же посвятил такие строки:

Дорога моя забава,

Да зато и веселит;

Об моей охоте слава

По губернии гремит!

С детских лет, скрываясь от грозовой домашней атмосферы в поле или в лесу, Некрасов привык охотиться в одиночку и большие компании не жаловал, даже на опасной медвежьей охоте, к которой пристрастился уже в зрелом возрасте («Весело бить вас, медведи почтенные . »). Егерь-медвежатник П.С.

Орлов рассказывал: «. прямо душа у него таяла, когда на медведя шел. » В те годы крестьяне Петербургской и Новгородской губерний медведей стреляли редко, предпочитая продавать найденные в лесу берлоги богатым барам-охотникам. А. Я. Панаева вспоминала, что «. сборы были большие, когда Некрасов ездил на медвежью охоту. Везлись запасы дорогих вин, закусок и вообще провизии; брался повар Василий, складная постель, халат, туфли». Николай Алексеевич не зря так обстоятельно готовился к охотам на берлогах, — удача отворачивалась от него редко, а в марте 1865 года он за день добыл сразу трех медведей. Мужиков-медвежатников Некрасов очень ценил, посвящал им стихи. Остался в поэзии Савушка, «сплошавший на сорок первом медведе» («В деревне»), Савелий из «Кому на Руси жить хорошо»:

Нас только и тревожили

Медведи. да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

Иду: «Мой лес!» — кричу.

Обилие птицы и зверя в некрасовские времена давало охотникам богатый выбор, но поэт всегда предпочитал пернатую дичь. Даже если его спрашивали о любимом времени года, он шутливо сводил разговор на охоту: «Я люблю осень за то, что можно стрелять дупелей и — что еще усладительнее — есть их». Пристрастие его к хождению по болотам с ружьем не знало границ. Актер и писатель И.Ф.

Горбунов одно лето провел с Некрасовым на Волге и позже рассказывал, что они выходили на охоту с восходом и возвращались около полуночи. А неутомимому ходоку Некрасову — хоть бы что: «Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши — живется легко».

Знакомство Некрасова с Тургеневым восходит к первой половине 1840-х годов, поре их романтической молодости. Потом было сближение в «Современнике», но на «ты» они перешли именно как охотники, а не литераторы. Их письма друг другу иногда больше похожи на охотничьи депеши с дотошными подробностями всех перипетий охоты, количеством убитой дичи и работой собаки. Каково же Тургеневу — «первому охотнику России» — было читать нарочито будничные охотничьи отчеты Некрасова: «Воротился с охоты, которая была очень удачна. в первый день — убил 32 зайца»; «. в мае месяце убито мною 163 штуки красной дичи».

Наибольшее количество документов сохранилось о совместной охоте двух приятелей в сентябре 1854 года, когда Некрасов приехал к Тургеневу в Спасское-Лутовиново. «Попотчевать» гостя богатой охотой хозяину не удалось, — стояли морозные дни, птицы было мало. У Некрасова уже давно болело горло, он почти потерял голос, и на одной из охот от него убежал приставленный к нему мужик-проводник. Тургенев, обеспокоенный тем, что его друг заблудится в угодьях, накинулся на мужика: «Как ты мог бросить моего товарища?» Тот отвечает: «Какой там товарищ, да это сам бес! Уж как зашипел он на меня, как зашипел, как гусак, ажио под животиками подвело!» Тургенев сильно переживал из-за нескладной охоты и плохой работы собак (обещал-то золотые горы), но Некрасов успокаивал его как мог, говорил, что тургеневский пёс походит «лицом» на Вальтера Скотта, и Тургенев, остыв, соглашался, что «действительно, у собаки, удивительно умная голова». Много разговоров велось о «несомненно благотворном влиянии охоты на здоровье и настроение», но Некрасов так и уехал из Спасского с больным горлом и промучился с ним еще два года, а Тургенев остался в усадьбе и впал в глубокую хандру.

Переписка поэта с писателем прервалась в 1861 году. В последнем послании за границу Некрасов признается Тургеневу, что по-прежнему его любит и за многое благодарен и тут же просит по старой дружбе купить для него в Лондоне или Париже ружье Ланкастера за 500 рублей. Тургенев на письмо не ответил и ружье Ланкастера Некрасову не купил, — на многолетней дружбе был поставлен жирный крест.

Причиной тому были не только идейные или литературные разногласия. В своё время жена поэта А.Я. Панаева ввязалась в тяжбу о наследстве бывшей жены Н.П. Огарева и вела дело не совсем бескорыстно. Суд вчинил Панаевой иск, и Некрасов, заплатив 50 тысяч рублей, сохранил честь Авдотьи Яковлевны, но его собственная репутация пошатнулась.

Тургенев же, вызнав у Огарева в Лондоне все хитросплетения темного дела из первых рук, все отношения с Некрасовым порвал.

В конце 1850-х годов Некрасов-издатель уже основательно разошелся со своими старыми друзьями (не только с Тургеневым, но и с Толстым и Островским) и оседлал свежую демократическую волну, исходившую из стана Чернышевского-Добролюбова. «Разгул» демократии закончился сначала временным, а затем и окончательным закрытием «Современника» летом 1866 года. Казалось, Некрасова навсегда отлучили от журналистики, но уже через полтора года он берет в аренду у Краевского журнал «Отечественные записки» и редактирует его до своей кончины.

Откуда у властей предержащих такая терпимость к поэту с литературным топором за поясом? Надо вспомнить, что Некрасов, разбогатев, стал членом Английского клуба, завсегдатаями которого были не только богатые лоботрясы, но и сановные персоны. В Клуб привели Некрасова честолюбивые амбиции и болезненная тяга к игре, последствия которой оказались непредсказуемыми. Картежником поэт слыл отчаянным и безмерно везучим, — он выигрывал баснословные деньги (до 250 тысяч рублей) и даже поместья. Надо полагать, что кое-кто из влиятельных особ, продувшись в карты, был не прочь замолвить нужное словцо и похлопотать за опального поэта.

В биографии Николая Алексеевича есть и малоизвестная страница о его дружбе с тайным советником (в военной иерархии — генерал-лейтенантом) В.М. Лазаревским. Этот благообразный господин занимал должность начальника Главного управления по делам печати и был на короткой ноге (хотя и в подчинении) с всесильным министром МВД А. Е. Тимашевым.

Некрасов, отличавшийся дипломатическими способностями и деловой хваткой, из дружбы с Лазаревским извлекал прямую выгоду и не раз пользовался его покровительством в своих издательских и литературных делах. Тщеславному Лазаревскому льстило тесное знакомство со знаменитым поэтом, но еще больше их сближала охотничья страсть. В 1868—1874 годах Лазаревский на паях с Некрасовым арендовал волховскую пойму под Чудовом, и ежегодные совместные охоты сблизили их до такой степени, что они одалживали друг другу солидные суммы денег. Чудовская забава обходилась Некрасову до 3 тысяч рублей в год, но именно охота стала причиной того, что компаньоны рассорились в пух и прах. Оба могли простить какие угодно взаимные прегрешения и несносность характеров, но размолвка произошла из-за пустяка: в общих охотничьих угодьях появились нежелательные приятели и тайного советника, и поэта.

Огромное имение князя М.Н. Голицына (ум. 1827) в селе Карабиха Ярославской губернии пустовало почти тридцать лет и пришло в запустение. В декабре 1861 года H.A. Некрасов купил усадьбу, с помощью брата привел ее в порядок и открыл школу для крестьянских детей. Самому поэту заниматься Карабихой было недосуг, он зачастил в заграничные вояжи с французской актрисой Селиной Лефрен.

Но.

В Европе удобно, но родины ласки

Ни с чем не сравнимы. Вернувшись домой

В телегу спешу пересесть из коляски

И марш на охоту!

Так и чудится: вальдшнеп уж тянет,

Величаво крылом шевеля,

А известно — как вальдшнеп потянет,

Так потянет и нас в лес, в поля.

Некрасов теперь и впрямь непременно, каждое лето возвращался сто Грешнева в полюбившуюся Карабиху. В 1870 году его поздней музой стала Фекла Анисимовна Викторова, нареченная Некрасовым на благородный лад Зинаидой Николаевной. Случайно или нет, но двадцатипятилетняя жена Николая Алексеевича пристрастилась к охоте и стала настоящей амазонкой. Она сама седлала лошадь и ездила на охоту в рейт-фраке и брюках в обтяжку на манер наездницы, на голове — циммерман. Вид этого костюма на молодой осанистой женщине, ружье в ее с и любимый черный пойнтер Кадо у ног красивой лошади приводили Некрасова в такой восторг, что он хватался за перо. Есть стихи, посвященные Зинаиде Николаевне и лошади, есть стихи, посвященные собаке:

Когда Кадо бежит опушкой леса,

И глухаря нечаянно спугнет,

На всем скаку, остановив Черкеса,

Спущу курок — и птица упадет.

Охотничья песня Некрасова оборвалась, когда Зинаида Николаевна во время охоты на Чудовском болоте случайно застрелила Кадо. Поэт долго рыдал над бездыханным телом своего верного друга, поставил на могиле Кадо мраморную плиту с эпитафией и навсегда повесил ружье на гвоздь, отдав охоте 43 года своей жизни. Если Тургенев и Аксаков написали «Записки охотника» в прозе, то Некрасовские «Записки охотника» облечены в поэтическую форму в стихах и поэмах: «На Волге», «Деревенские новости», «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «Горе старого Наума», «Медвежья охота», «Коробейники», «Псовая охота» — всё не перечесть.

Без охоты Николай Алексеевич Некрасов прожил совсем недолго — около двух лет. На похоронах Ф.М. Достоевский сравнил Некрасова с Пушкиным, но молодые нигилисты закричали: «Он выше Пушкина!» Выступали другие ораторы, среди которых зачем-то очутился Г.В. Плеханов.

Далекий от социалистов и революционеров писатель П.Д. Боборыкин на похоронах, кажется, не был, но вот что ему запомнилось в живом Некрасове: «Никто бы, взглянув на него иной раз за три, за четыре года до смерти в пасмурный день, когда он весь гнулся и морщился, никто, говорю я, не зная его лучше, не поверил бы, что этот человек мог в тот же день отправиться на охоту и пробыть десять- двенадцать часов кряду под дожем и снегом».

М. Булгаков

Источник: xn--c1aeiba0agdrla0e.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...