Какие ритуалы соблюдали древние люди перед охотой?
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Какие ритуалы соблюдали древние люди перед охотой? . » по предмету Окружающий мир, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Новые вопросы по окружающему миру
Что может нанести вред органу обояния
Как вы думаете, почему корни лекарственных растенийрекомендуют выкапывать осенью?
Составь возможные цепи питания. Ячмень, уж, полевая мышь, трава, орёл, змея, лягушка, кузнечик, аист.
С помощью «ленты времени» расставь в правильном порядке события, начиная с самого раннего. Крещение Руси Твоё рождение Основание Москвы Первый полет человека в космос Выпущена первая русская печатная книга Основание Санкт-Петербурга
2017 год объявили в России годом экологии как ты думаешь Почему государство уделяет больше внимания охране природы Напиши ответ объемом до 5 предложений
Костёнки, жизнь в палеолите (рассказывает археолог Владислав Житенёв)
Источник: iotvet.com
Викторина с вопросами и ответами по истории Древнего мира для 5 класса
1. В каком веке возникла письменность? (III тысячелетие до н.э.).
2. Место, где обнаружили ученые останки древнейшего человека, который жил более двух миллионов лет назад. (На юго-востоке Африки).
3. Назовите не менее трех наименований древнейших орудий труда людей. (Палка-копалка, дубина, заостренный камень).
4. Как ученые-историки называют сообщество древних людей? (Человеческое стадо).
5. Что можно было считать первым проявлением искусства у первобытных людей? (Изображения животных на скалах).
6. Назовите признак родовой общины (Совместная деятельность).
7. Каким образом в древности люди определяли ход времени? (По временам года, зимам, летам).
8. Что служило жильем для древних людей, которые они строили на равнинах? (Шалаш)
9. Как называлась вера древних людей в сверхъестественные силы, в невидимые могущественные существа? (Религия).
10. С какого периода берет свое начало современное летоисчисление? (Рождество Иисуса Христа).
11. Когда появился на земле человек современного типа? (40 тысяч лет назад)
12. Назовите 2 вида древнейших занятий людей? (Собирательство и охота)
13. Какую хитрость придумали древние люди для лучшей охоты? (Рыли на звериных тропах ямы-ловушки).
14. Какой обряд совершали древние люди перед охотой? (Исполняли священные танцы).
15. Первое костяное орудие, которое стали делать древние люди? (Игла).
Источник: kladraz.ru
Охотничьи ритуалы
Охота у многих древнейших народов мира была основным источником пропитания, поэтому люди относились к ней как к священному действу. Нет ни одного народа древности, жившего в лесах, у которого не было бы многочисленных, во многом загадочных охотничьих ритуалов.
Ядовитая лягушка и традиции племени Шанинауа. Бразилия. Мир наизнанку 10 сезон 4 выпуск
Большинство обрядов связано с почитанием духов и божеств леса, с выражением любви и уважения к будущим жертвам, животным. Свидетельства этого мы имеем как в наскальных росписях, изображающих сцены охоты, так и в отголосках древних легенд, дошедших до нашего времени.
Собираясь на охоту, первобытный человек совершал сразу несколько обрядов: обряд очищения, обряд вознесения молитвы к богам и обряд благодарения будущей жертве за то, что она даст ему и его семье не умереть от голода.
Животных, на которых собирались охотиться, изображали на скалах, на украшениях, на одежде – так появились самые первые тотемы племени, тотемы, которым поклонялись, которых любили и которых тем не менее могли принести в жертву. Каждое жертвоприношение совершалось только после тщательной и долгой подготовки. Сначала охотник проходил обряд очищения: он постился несколько дней, омывался в священном ручье или источнике и непременно надевал чистую одежду, даже если она состояла из шкур. После этого охотники возносили молитвы к богу, сопровождая их жертвоприношением; чаще всего в жертву приносились дикие, а затем и домашние куры, петухи, козы, бараны, причем у каждого народа – определенного цвета. К Хозяину Зверей перед каждой охотой обращались, например, индейцы майя, «договариваясь» с ним о размере добычи.
Несколько дней племя посвящало изготовлению орудий охоты: луков, стрел, копий, дротиков. Каждое новое оружие благословлялось на ритуал охоты, проходило очищение: его клали между двумя жертвенными кострами вместе с едой для охотников. Охотники наносили ритуальные татуировки, расписывали свое тело кровью жертвенных животных, надевали на голову венки из листьев или повязки из кожи.
После удачной охоты снова совершался ритуал, на этот раз благодарственный. Убитым зверям вкладывался в рот лист священного для племени дерева, например дуба или березы, а само животное оплакивалось охотниками и другими членами племени. Именно благодарственные ритуалы – самые таинственные во всей системе обрядов и до сих пор до конца не исследованы.
В Африке кафры, охотясь за слоном, просили его не раздавить охотников. После убийства слона племя возносило молитвы о том, что слон убит не нарочно, после чего хоронили хобот слона, так как это животное почиталось в Африке как великий вождь, а его хобот считался священной рукой, способной нанести великий вред племени. Племя конго мстило за убийство животного мнимым нападением на охотников, совершивших «преступление».
Коряки, убив медведя или волка, снимали с него кожу, надевали на одного из охотников и плясали вокруг с песнями, в которых уверяли зверя, что это вина не их, а каких-то загадочных злых духов. Гольды сажали убитого медведя на импровизированный трон, называли его господином и оказывали всяческие почести. На Борнео даяки, поймав аллигатора багром, сначала обращались к нему с почтительными речами, называя его дедушкой, и только после этого убивали.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Ордена и ритуалы
Ордена и ритуалы В мире существует много различных Орденов, использующих магию, что так или иначе, идейно или ритуально, связано с Каббалой. Эти обряды имеют влияние на мир?Никак с Каббалой это не связано. Даже представить себе невозможно, сколько в мире верований, религий,
«ВНУТРЕННИЕ» РИТУАЛЫ
«ВНУТРЕННИЕ» РИТУАЛЫ Жертвоприношение довольно рано было уподоблено тапасу. Боги достигали бессмертия не только посредством жертвы, но и через аскетизм. В «Ригведе» (X, 167, 1) говорится о том, что Индра покорил небеса силой тапаса; подобные представления глубоко
Масонские ритуалы
Масонские ритуалы Ритуалы и легенды масонства восходят к древним временам строительства храма Соломона. Традиционно считается, что «великий архитектор» поведал масонские тайны Адаму при Сотворении мира; в любом случае масонский календарь отсчитывает время «вольных
Воровские ритуалы
Воровские ритуалы Воры многих стран на протяжении нескольких столетий проводили странный ритуал: у покойника отрубали палец и с этим пальцем шли на дело. Считалось, что если обойти дом с пальцем в руках, то все уснут очень крепко и ничего не услышат. Другим воровским
Праздничные ритуалы
Праздничные ритуалы Морские гребешкиЕжегодно во Франции в апреле проходит Фестиваль морских гребешков. Ритуал этого вкусного фестиваля состоит в том, что все желающие могут принять участие в ловле особых раковин, «сан-жаков». Сделать это не так-то просто. Моллюски
Современные ритуалы
Современные ритуалы В современном обществе есть свои ритуалы, сопровождающие человека всю его жизнь. Ученые считают, что ритуалы нашего времени можно условно разделить на 3 группы.1. Традиционные ритуалы и обряды, дошедшие до нас из глубины веков.2. Религиозные
Ритуалы, которые «воссоздают» мир
Ритуалы, которые «воссоздают» мир Таким образом, география аранда раскрывает структуру и значение, поскольку она насыщена мифологической историей. Даже географическая ориентация связана с мифологической историей. Аборигены ходят по тропам, которые проложили
Праздники и ритуалы
Праздники и ритуалы Какие основные праздники и ритуалы отмечали и проводили индейцы как под открытым небом, так и под сенью своих святилищ?В первую очередь это были традиционные праздники, связанные с наиболее важными событиями в жизни каждого из членов племени.К
Сельскохозяйственные ритуалы
Сельскохозяйственные ритуалы В хрониках церемониальный календарный цикл инков описывается как связанный в основном с сельским хозяйством, особенно с выращиванием маиса, но недавние исследования дают основания предполагать, что существовали также церемонии для защиты
Жрецы, ритуалы
Жрецы, ритуалы Все святилища и храмы нуждались в жрецах и других прислужниках. Надписи упоминают и жрецов и жриц и доказывают, что временами жречество было прерогативой отдельной семьи в течение нескольких поколений. Надпись на камне в Карфагене упоминает семнадцать
Ритуалы
Ритуалы Почти все церемонии майя требовали тщательных приготовлений. К ним помимо прочего относились пост и сексуальное воздержание. Невинность высоко ценилась, и этим, как полагают, объясняется большое количество принесенных в жертву детей, считавшихся «чистыми»
33. РИТУАЛЫ ВОСХОЖДЕНИЯ
33. РИТУАЛЫ ВОСХОЖДЕНИЯ Со всеми этими мифами и верованиями связаны соответствующие конкретные ритуалы «вознесения» и «восхождения». Выбор и освящение места для жертвоприношения представляют собой некоторый процесс возвышения профанного пространства: «Воистину жрец,
Ордена и ритуалы
Ордена и ритуалы В мире существует много различных Орденов, использующих магию, что так или иначе, идейно или ритуально, связано с Каббалой. Эти обряды имеют влияние на мир?Никак с Каббалой это не связано. Даже представить себе невозможно, сколько в мире верований, религий,
Источник: religion.wikireading.ru
Охотничьи обряды
Как мы уже отмечали, в магическом отношении к миру важное значение имели обряды, которые также возникли из трудовой деятельности. Первоначально члены первобытной общины искусственно воспроизводили процесс охоты, имитируя, с одной стороны, повадки зверя, а с другой — действие охотников. Однако такого рода имитации не были простым повторением охоты: они становились символами, которые выражали и радость людей в связи с их удачной охотой, и их уверенность в том, что подобные действия обеспечат успех охоты в будущем.
Палеолитические венеры
Среди произведений палеолитических художников особое место занимают женские фигурки, которые археологи назвали «венерами» из-за пышности их форм
В 1868 г. в Испании была открыта пещера Альтамира, вход в которую до этого был засыпан. Спустя десять лет после этого в ней были обнаружены многочисленные рисунки на ее стенах и потолке. Позже были обнаружены десятки таких пещер.
Но самой знаменитой, бесспорно, стала пещера Паско во Франции, случайно открытая в 1940 г. Там было обнаружено множество совершенных изображений быков, диких лошадей, оленей, бизонов, баранов, медведей и т.д. Пещерный художник не заботился о композиции рисунка. Животные нарисованы не связанными друг с другом, изображения часто перекрывают друг друга. Но сами рисунки поражают своим совершенством, живостью и достоверностью изображения
Наскальная живопись пещеры Паско (Франция)
В художественной практике палеолита изображения животных, как известно, преобладают над всеми иными изображениями. Эта ее черта выглядит вполне закономерной, так как палеолитическое искусство было искусством охотников.
Первобытный охотник запечатлевал на стенах пещер образы тех окружающих объектов, которые его больше всего интересовали и волновали, с которыми было связано все его существование. Отношение первобытного охотника к животным ни в коем случае не было созерцательным любованием, прежде всего это было активное, практическое отношение к главному объекту его усилий, к главному источнику жизни всей первобытной общины. Наивный реализм палеолитических рисунков и скульптур совсем не исключал их использования в процессе магических обрядов. Ведь в первобытной магии деформация реальности состояла не в создании особых, иллюзорных образов, а лишь в том, что возникла вера в мнимую связь, существовавшую между реальными действиями людей (например, обрядовой пляской) и результатами их последующих действий. Сверхъестественное в подобных религиозных представлениях еще не отделилось от естественного, оно было вплетено в реальные события и образы.
С этой же точки зрения следует расценивать изображения самих древних людей. В большинстве своем это небольшие скульптурные изображения женщин (так называемые палеолитические венеры). Подобным фигуркам присуще стремление выделить наиболее ярко признаки пола: грудь, выпуклый живот и мощный таз, что дает основание сделать вывод об их связи с древним культом плодородия, их роли как культовых предметов. Другой вид антропоморфных изображений — это так называемые «колдуны», или люди в звериных масках, которые в магических ритуалах изображали мифических тотемных предков.
Многие художественные произведения той эпохи возникали непосредственно в процессе создания орудий охоты, а также бытовых и хозяйственных предметов. Впрочем, при этом тоже имели место магические обряды и ритуалы. Так, оружие и орудия труда украшались орнаментом или изображениями животных, что также было связано с магией (через изображение оружию или орудиям передавались качества и свойства этого животного).
Источник: studref.com
Об охотничьих суевериях
Суеверия промысловых охотников зародились в глубокой древности, К сожалению, до сих пор в пределах СССР на них не обращали достаточного внимания, хотя этот материал имеет большое общественное значение. Работа пишущего эти строки в Карелии, в Коми области, на Русском Севере (Северо-Двинская губ., Архангельская губ. и т.д.) и в некоторых других местах дала материал, в большинстве случаев неизвестный литературе.
Приведем для образца запреты, которые налагались (а на севере, в Калерии, и до сих пор налагаются) на выходящего лесовать охотника.
За все время пребывания в лесу охотник не может иметь полового общения с женщиной; не должен стричь ногтей и волос; никому не должен давать руки или позволить дотронуться до своего ружья или охотничьих припасов и, наконец, обязан приносить домой все, что захватил, идя на охоту.
Перед отправлением в лес на промысел была обязательна баня, в которую охотник шел первым и где парился свежим, не бывшим в употреблении веником. По выходе из бани он чаще всего ел из отдельной чашки и спал отдельно от своей жены.
Кроме того, из подполья бани бралась земля, зашивалась в мешочек и прикреплялась к шерстяному поясу (старые карелы до сих пор носят его на голом теле как магическое средство против всякого зла).
Некоторые охотники накануне охоты шли к кому-нибудь из зажиточных жителей и старались под тем или другим предлогом что-либо взять в долг. Эту вещь обязательно брали с собой в лес, так как верили, что она принесет удачу. Когда же шли на медведя, то старались достать (хотя бы и украсть) кусок хлеба у самого сердитого жителя в селении. Взятый кусок должен был разъярить медведя и выставить его на охотника.
Охотник, не желающий встретиться с медведем, брал с собой золу из печи — общераспространенное средство предохранения себя от ожидаемой опасности или беды. Когда охотник отправлялся не один, а с артелью, он никогда не говорил об этом прямо, а употреблял иносказательный язык, понятный лишь посвященным.
Провизия чаще всего состояла из толстых сушеных колобов из непрокисшего теста, с дыркой посередине для продевания на веревку. Охотник или его отец, реже братья, наполняли кошель этими колобами с солью и маслом. Женщина, как правило, не прикасалась ни к чему, что бралось охотником в лес.
Утром, когда все еще спали, охотник старался, не разбудив женщин, тихо выйти из деревни в лес. Чаще всего шли не по улице, а по гумнам и другим задворкам. Идущие артелью предварительно договаривались о месте схода, а из деревни выходили поодиночке.
По-видимому, всякое животное, перебегавшее дорогу, являлось предзнаменованием несчастья. Нередко в него стреляли не обычным зарядом, а особыми «заговорными» пулями. Эти пули имели небольшой кусочек серебра (например, частицу от серебряной монеты), или же употреблялись пули, бывшие с охотником у Пасхальной заутрени.
По древним верованиям, колдуны умели обращаться в любое животное и, пересекая путь охотнику, ставили между ним и добычей преграду. Но совершенно непоправимым несчастьем была встреча с женщиной, особенно если она несла молоко. Обыкновенно охотник поворачивал домой: удачи все равно не будет. Впрочем, некоторые «спасали» себя от грядущих неудач тем, что становились к женщине спиной и кланялись в другую от нее сторону, при этом говорили: «Я не я, а такой-то». Очевидно этим несчастье обманывалось и переходило на другого человека.
В лесу охотники, стремящиеся быть особо удачливыми, заключали договор с лешим. Некоторое представление об этом обряде дает следующий популярный способ: придя в лес к району охоты, охотник отыскивал пересекающие друг друга тропинки (а еще лучше, если три тропинки сходились). Промышленник три раза выкрикивал слово «леший», а затем, когда лес начинал шуметь, охотник, становясь спиной в сторону, откуда доносился шум, бросал левой рукой через правое плечо кусок хлеба. Этим обрядом будто бы достигались хорошие отношения с лешим.
У карел и зырян существует поверье, что построенная в лесу избушка сгорает в первую же ночь, если она построена па троне лешего. Придя в избушку, карел палкой постукивает по всем доскам на нарах и по каждому углу (говорят, это делается исключительно от змей). Если охотник почему-либо боится спать, то он на ночь кладет топор на порог острием вверх, а портянки вешает сушиться на дверь, так как леший не переносит запаха ношеных портянок.
Прежде карелы доводили число силков до 1000–1500 штук, которые они обходили примерно в три дня. Для того чтобы дичь попадалась лучше, охотники ставили в своем охотничьем районе на перекрестке трех тропинок (в крайнем случае двух тропинок, или около быстро текущего ручья, или у старого толстого дерева) три силка. Кто бы в них ни попался, добыча эта никогда не трогалась и не снималась. До этих силков охотник никогда больше не дотрагивался. В одной сказке говорится: «Раз пожалел охотник добычу, вынул ее из силков лешего, и в ту же ночь его за волосы какая-то сила вытащила из избушки, еле жив остался».
Чтобы добыча не слишком страдала от ворон, лисиц и других хищников, охотник сам пек лепешку из непрокисшего теста, клал ее в какую-нибудь жестяную банку, чтобы не склевали птицы, и вбивал эту банку в самом дальнем углу своего обхода в какой-нибудь полусгнивший пень. За это жертвоприношение леший как бы обязывался защищать силки охотника от нападения хищников.
Большую заботу доставляет охотнику меткость ружья. Для этого он старается найти змею, раздразнить ее, и в тот момент, когда она начинает кусать ружье, охотник должен выстрелить. Такое ружье будто бы приобретало замечательную меткость, выстрел всегда достигал цели.
Этот обычай легко объясним. Змея, которая, по народным поверьям, является символом злости, укусив дуло, делает его «злым», почему и пуля обязательно попадает в добычу.
Соблюдался ряд обычаев и по отношению к капканам. К ним нельзя было притрагиваться голыми руками, а только в шерстяных варежках. Один охотник мне рассказывал, что его дядя, искусный медвежатник, отличался особым умением ставить капканы на медведя. При этом он вел очень строгую жизнь и был холостым. В окрестности все семейные охотники приглашали его ставить капканы.
По возвращении из леса голова, крылья и лапы глухарей обычно относились в часовни. Это связано с лопарским обычаем приносить голову, крылья и лапы добычи в жертву сейтам (каменные груды или скалы, в которых живет дух предка или умершего шамана. — Ред.), чтобы они сделали из них новых животных и послали бы их охотнику в будущем промысле.
Вечером в избушке охотник обязательно выворачивал шкурку чулком, т.е. шерстью внутрь. Этот практический прием связывается с одной сказкой о двух охотниках, которые обдурили своего компаньона — лешего, вывернув шкурки его добычи чулком, тем самым присвоив их себе. Когда леший догадался, что его обманули, он ушел от них, свистнув. При свисте за ним побежали все шкурки, не вывернутые шерстью внутрь. Отсюда, как говорят старики, и пошел обычай переворачивать шкурки чулком.
Во время коллективных охот существует правило всю добычу делить на равные доли по числу участников. Отсюда понятны и стремления охотников составить артель из равных по их охотничьим достоинствам промышленников. Тов. Сидоров в журнале «Коми-Му» за 1926 год сообщает интереснейший факт. Оказывается, у зырян до сих пор существует обычай делить добытого медведя не по числу фактически его убивших, а по количеству людей, пришедших к убитому медведю до момента снятия с него шкуры.
Поэтому если кто-нибудь и придет со стороны, он также сделается пайщиком в добыче. Как противодействие этому охотники теперь накидывают на голову зверя платок, этим они как бы освобождают себя от обязательства принять в пай незваного пришельца. Этот обычай указывает на юридические формы древних коллективных охот, не знавших, как видим, индивидуальной собственности.
Хищничество в виде воровства добычи из чужих силков у карел, как и у зырян, каралось самосудом. И в древнем русском обычном праве мы видим, что должник или виновный перед кем-либо отдавался в полное распоряжение потерпевшего. Еще в начале XIX века пострадавший имел право засаживать должника на неопределенное время в яму.
Иногда хищничество приобретало форму «магического воровства». То есть крали не всю добычу, а лишь по одному глухарю, тетереву, лисице и т.д. Делалось это для того, чтобы вся добыча данного вида перешла к похитителю. Этот прием «увеличения добычливости» народом основан на ложной уверенности, будто виновный перенимает от него тем самым его счастье на данный вид животного.
Вера в подобную кражу счастья перешла даже к земледельцам. Например, у чукчей был обычай делать свою землю более плодородной тем, что они женили парня своего селения на девушке из другого, с плодородной землей. Для этого ночью устраивали свадебный поезд, тихонько доезжали до плодородного поля, вырезывали кусок земли, которую затем рассыпали по своим полям. Чуваши полагали, что этим достигается повышение урожайности полей, а чужое поле делается неплодородным.
Расшифровывая общие запреты карельских охотников, заметим, что к корням глубокой древности относится обычай не стричь ногти и волосы, находясь в лесу. Считается, что волосы и ногти являются частью человека. Поэтому, овладев ими, какой-нибудь колдун или дух приобретает власть над всем существом человека.
Это понятие относится к разряду представлений о множественности душ (так называемые парциальные души). В отрезанных волосах и ногтях остается как бы некоторая часть души или вся душа. Подтверждение этому легко усмотреть в обычае обрезать часть копыт и волос у коров, лошадей и прочих животных, которые хранятся владельцем животного, чтобы иметь над ним магическую власть.
Запреты дотрагиваться до ружья и прочих охотничьих принадлежностей относятся к типу тех же представлений. Прикосновением можно колдовать: заговорить ружье или что-либо другое, путем злой силы недоброжелателя испортить душу данного предмета (в глазах суеверного человека каждый предмет имеет свою душу, будь то дерево, камень или какая-нибудь охотничья принадлежность).
По-видимому, к тому же роду понятий относится обычай не подавать кому-либо руки в лесу или с кем-либо бороться. Дескать, злая сила перейдет на неосторожного охотника и, овладев им, испортит его. Уже позднейшая эпоха создала поверье, что леший при договоре жмет руку, поэтому у карельских пастухов есть обычай при обряде договора с лешим надевать на руку шерстяную рукавицу, а на нее длинную соломенную руку.
Таковы в общей сложности суеверья карел при отправке на охоту. В настоящее время большинство из них забыто. Однако в глухих углах средней и северной Карелии все эти понятия живут в памяти стариков. Вряд ли стоит говорить, что описываемое составляет лишь часть той цепи суеверных запретов, которая сковывала промышленников сотни веков.
Нам кажется полезным собрать как можно больше подобных поверий и, расшифровывая их, опубликовать в охотничьем журнале. Некоторые промышленники в охотничьих районах, к сожалению, еще соблюдают ряд поверий. Анализ и выявление причин возникновения того и другого предрассудка поможет отучить их от этих поверий.
А. Линевский 17 марта 2016 в 13:34
Источник: www.ohotniki.ru