Как в Петербурге прошел Главный военно-морской парад России
Поделиться
Читать нас в
Несколько десятков катеров, кораблей и подводных лодок предстали на Главном военно-морском параде в Петербурге. Он прошел в усеченном формате, но зато при хорошей погоде. А гостями стали не только задержавшиеся после саммита Россия — Африка участники с далекого континента, но и простая многодетная семья из Магадана. Корреспондент «Парламентской газеты» побывал на Сенатской площади, где располагались центральные трибуны. Рассказываем, что оттуда было видно.
Меры безопасности от всего лишнего
Для проведения мероприятия, которое уже седьмой раз прошло в Петербурге в последнее воскресенье июля, были предприняты все необходимые меры безопасности. До главной трибуны, которую разместили на Сенатской площади, дойти можно было только пешком. А припарковать машины ближе контура Исаакиевской площади было невозможно. Защищен был и «воздух»: в центральной части города ни интернет, ни просто мобильная связь почти не работали.
Праздник лодок драконов
Около Исаакиевского собора ограждениями выстроили широкий коридор, проходя через который гости несколько раз показывали пропуска и приглашения. А в палатках около Президентской библиотеки имени Ельцина организовали досмотр. Несмотря на большое количество желающих посмотреть на парад, ни задержек, ни столпотворения не наблюдалось.
Единственное неудобство доставляло солнце: ведь и жители собирались на набережных, и все гости прибывали на Сенатскую площадь за полтора часа до начала мероприятия, которое в итоге продлилось примерно столько же. А прогноз погоды не оправдал ожиданий — обещанный утренний ливень прошел ночью, на небе не было ни облачка, и на открытом пространстве под палящим солнцем находиться было некомфортно и даже опасно. Кстати, тут пригодились предусмотрительно взятые с собой зонтики: многие, не стесняясь, прятались в тень под ними.
Владимир Путин
Парад принимал Президент России Владимир Путин как Верховный главнокомандующий Вооруженными силами нашей страны. В 11 часов утра он на катере вместе с министром обороны Сергеем Шойгу и главнокомандующим ВМФ России Николаем Евменовым стартовал от Петропавловской крепости на смотр кораблей, выставленных в акватории Невы.
Возглавил водный парад 54-пушечный парусный линейный корабль «Полтава», воссозданный по чертежам и моделям XVIII века на исторической петербургской верфи. По меркам своего времени судно, созданное при непосредственном участии императора Петра Великого, было прорывным. Оно было спущено на воду в 1712 году.
Пройдя мимо «Полтавы», катер Президента России направился к уже современному малому ракетному кораблю «Зеленый Дол», спущенному в 2015 году. Он входит в состав Балтийского флота. Владимир Путин первым поприветствовал экипаж именно этого корабля:
— Здравия желаем, Верховный главнокомандующий! — ответили в один голос молодые моряки, одетые в этот день в белую парадную форму.
— Поздравляю вас с Днем Военно-морского флота!
— Ура! — прогремело над водной гладью так, что было слышно и на трибунах Сенатской площади.
Следом Путин поприветствовал экипажи МРК «Буря», который пока еще находится на испытании, а также моряков подводных лодок «Санкт-Петербург» и «Великие Луки».
Завершившая парадный смотр подводная лодка «Великие Луки» — новейшая разработка, вместившая в себя более 140 инноваций. При относительно небольших размерах считается грозным оружием. Ее корпус выполнен из особой стали со специальным противогидролокационным покрытием, благодаря которому шумность корабля при движении под водой не выше естественных звуков моря.
Прибыв к Сенатской площади, Владимир Путин выступил с приветственной и стратегической речью, заявив: «Сегодня Россия уверенно реализует масштабные задачи национальной морской политики, последовательно наращивает мощь своего флота. Только в этом году его состав пополняют 30 кораблей разных классов».
Верховный главнокомандующий отметил, что еще со времен Петра Великого в летописи нашего военно-морского флота — триумфальные победы в морских баталиях, кругосветные походы и великие географические открытия. Он напомнил об обороне Порт-Артура и Севастополя, Петропавловска и Ленинграда. А также о роли морских пехотинцев, которые защищали Москву, Сталинград, Заполярье и брали плацдармы на Днепре и Дунае.
Всего в параде, часть которого проходила в Кронштадте, приняли участие 33 корабля и катера, четыре подводные лодки, восемь парусных судов и три тысячи военнослужащих. Непосредственно в парадном строе по Неве прошли 14 кораблей и катеров Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии.
Но нельзя было не заметить, что парад в этому году проходил в усеченном формате. Не были представлены атомные подводные лодки. И, из соображений безопасности, не запускали истребители, так полюбившиеся жителям и гостям города за «рисования в небе» триколора.
Гости из Магадана и Африки
Особыми гостями мероприятия стала многодетная семья Гореловых, которая почти в полном составе прибыла в Петербург: с семью из десяти детей. Награжденное орденом «Родительская слава» во время посещения Москвы и общения с главой государства по видеосвязи 29 июля, семейство Гореловых сообщило о намерении посетить Петербург. Владимир Путин, узнав, что семья прибывает к 10 утра, попросил узнать, нет ли билетов на более раннее время, и пригласил Гореловых на День ВМФ. Прибыв за час до начала мероприятия на трибуны Сенатской площади, глава семейства Вадим Горелов сразу был окружен вниманием журналистов, которые поинтересовались, как они доехали:
— Хорошо. Мы на плацкарте. А кто мы такие, чтобы иначе? Мы — люди простые, — рассказал Вадим Горелов.
Несмотря на усталость от суеты, в которой Горелов-старший признался позже Президенту России, событие сохранится светлым и памятным: Владимир Путин по окончании мероприятия подошел к многодетному папе и пожал ему руку.
Отдельный сектор на трибунах заняли лидеры стран Африканского континента, которые задержались в Петербурге после прошедшего форума Россия — Африка. С ними Путин тоже поздоровался и — уже попрощался — отдельно. На морском параде были замечены президент Республики Конго Дени Сассу-Нгессо, президент Буркина-Фасо Ибрагим Траоре, вице-президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Нгема Обианг Манге и другие задержавшиеся в Северной столице гости с далекого континента.
Позже Владимир Путин вместе с иностранными визитерами осмотрел корабли, пришвартованные у береговой линии в Кронштадте.
5528
Источник: www.pnp.ru
Какого числа День моряка-подводника в 2023 году в России
Каждый год в России отмечают праздник, посвященный людям, которые имеют прямое или косвенное отношение к подводному морскому флоту. Военнослужащие, ветераны, проектировщики и судостроители отмечают День моряка-подводника. Поэтому многим будет интересно, какого числа проводится этот праздник в 2023 г. в России.
История праздника
Дата проведения праздника берет свое начало в 1906 г., когда Николай II обозначил подводные лодки новым классом субмарин. В соответствии с его приказом, в состав флота включили 20 «Форелей» и уже имевшиеся в использовании модели типа «Касатка», «Сом», «Осетр».
На заметку!
Адмирал А.А. Бирилев лично подписал приказ, подтверждающий это событие. В это же время был утвержден учебный отряд подводного плавания в Либаве.
После окончания октябрьской революции, этот праздник не отмечали. Несмотря на это, подводный флот стал стремительно совершенствоваться и развиваться. К началу Второй Мировой войны он насчитывал около 267 судов. Субмарины принимали участие в разведывательных операциях, в некоторых случаях оказывая решающее действие в сражениях. А в 50-х годах появились атомные субмарины.
Когда будет День моряка-подводника в 2023 году в России
Когда будет проводиться профессиональное торжество, решилось 15 июля 1996 г. Тогда был подписан приказ об утверждении праздничного дня моряков-подводников Главнокомандующим ВМФ Громовым Ф.Н. Начиная с этого времени, его отмечают 19 марта. Эта дата зафиксирована в календаре. День моряка-подводника в 2023 году приходится на пятницу.
Кто отмечает?
В России этот праздник отмечают не только те, кто находится на данный момент на действующей службе (моряки и офицеры), но и ветераны подводного флота. Также празднуют люди, принимающие непосредственное отношение к созданию субмарин. Это и сотрудники проектных организаций, судостроительных и судоремонтных заводов. Кроме них отмечают еще родственники и друзья тех, кто имеет хоть какое-либо отношение к подводным лодкам.
Традиции празднования Дня подводника
Традиционно отмечают без отрыва от несения военной службы. На борту судов, находящихся на боевом дежурстве, проводят митинги, посвященные празднованию Дня подводника. В гарнизонах организовываются торжественные собрания и проходят праздничные концерты.
Высшее руководство Военно-Морского Флота проводит награждение военнослужащих. В церквях проходят торжественные молебны, посвященные памяти погибших подводников.
Как принято отмечать
Для любого человека, связного с флотом, это большой праздник. Из-за сложностей и рисков профессии, его принято отмечать широко и весело. В разных городах проходят торжественные мероприятия, посвященные этому событию. Собираются ветераны, вспоминают прошедшие годы службы.
Возлагают венки и цветы к мемориалам, посвященным погибшим воинам-подводникам. Они установлены в:
1. Сестрорецке. Находится мемориальная стена-колокольня подводникам, которые погибли.
2. Калининграде. Установлен монумент герою-подводнику. Приходят почтить всех, кто имеет особое отличие, члены Союза моряков Балтийского флота.
3. Мурманске. Служат молебен погибшим воинам-подводникам в «Спас-на-водах». Потом церемония продолжается у рубки «Курска», где проходит минута молчания и возложение цветов.
Справка!
Нередко на такие мероприятия приглашают ветераны-подводники.
Интересные факты о профессии
Сегодня подводный флот продолжает стремительно модернизироваться. В его состав входят современные атомные лодки с ракетно-торпедным вооружением, которые по своим характеристикам не уступают европейским аналогам.
Есть немало интересных фактов о профессии моряка-подводника:
1. В зависимости от поставленной задачи, субмарины могут долгое время пребывать под водой, и военнослужащим приходится месяцами жить в узком коллективе. Умение объединять людей в дружную команду помогает во время плаваний.
2. Численность экипажа подводной лодки от 30 до 350 человек, в зависимости от класса и размера судна. Здесь есть капитан, как на обычном корабле, штурман, матросы, врач и даже кок.
3. На каждого члена экипажа на территории подлодки отводится 15 м2 личного пространства. Это совсем не плохо, учитывая, что в нашей стране положено всего 6 м2 жилья на человека.
4. 90 суток длится средний боевой поход. Современная атомная подводная лодка способна находиться в автономном плавании до 10 лет. Только люди пока не в силах выдержать таких продолжительных походов.
5. 600 м — средняя глубина погружения у современной субмарины. Рекорд этого показателя принадлежит подводной лодке «Московский Комсомолец» и равен 1024 м.
6. Моряки-подводники очень суеверны. Они считают, что цифра 9 приносит серьезные неприятности. Она признана самой несчастливой на флоте. Поэтому ее стараются не использовать в названиях и номерах субмарин.
На заметку!
Профессия подводника очень тяжелая и опасная. Человек, посвятивший себя подводному флоту, должен обладать выносливостью, отличаться твердостью характера, умением быстро реагировать в стрессовых ситуациях.
Военнослужащие Военно-Морского Флота ответственные, самоотверженные люди, для которых выполнение долга перед Отечеством часто стоит жизни. В день подводников не у всего личного состава есть возможность отпраздновать это торжество. Некоторые его будут отмечать по возвращению с боевого дежурства. Недаром у подводников появился тост: «Чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий».
Источник: every-holiday.ru
Людям – праздник, лодкам – честь
Гонки на традиционных и современных лодках – одно из самых красивых соревнований, проходящих в Кижах летом. Истинным украшением регаты являются традиционные лодки-кижанки. Нынешняя регата стала двадцать второй по счету начиная с 1999 года.
Большая гонка
Учитывая, что в прошлом году мероприятие не состоялось из-за пандемии, нынешний фестиваль народного судостроения и судоходства стал особенно долгожданным. В первый день провели кульминационную гонку, которая в судейских протоколах значится как Большая гонка вокруг острова. Протяженность ее почти 15 километров.
В номинации «Традиционные народные лодки» победила сойма, на которой шла команда МЧС музея-заповедника «Кижи», возглавляемая Игорем Кирилловым. Капитану и его помощникам понадобилось меньше 1 часа 45 минут, чтобы обогнуть остров. Вторыми пришли к финишу гости из небольшого городка Луга, что на берегу одноименной реки в Ленинградской области. Их килевая лодка-вревка, изготовленная мастером Николаем Яковлевым, в первый день праздника также участвовала в конкурсе судостроителей и была признана лучшей среди традиционных народных лодок.
Третьим стал экипаж команды Олега Конжезерова из заонежского поселка Повенец. Само же судно – поморский карбас, изготовленное руками капитана, – заняло второе место в конкурсе судостроителей.
«Всю жизнь живем для праздника»
Так говорили в старину заонежане. На дворе ХХI век, современные технологии, но сказанное три века назад актуально и сегодня. Как бы мы ни суетились, душа требует праздника. И когда он наступает, мы радуемся как дети. С утра я поспешил в кижскую гавань – знаковое место острова, связанное с судостроением.
Туристы любят там прогуливаться, осматривать выставленные для обозрения лодки разных типов, начиная от древней долбленки ушкуйников, охотников-саамов, которые первыми после Великого оледенения пришли в наши северные края, и заканчивая традиционными кижанками. В доме зажиточного крестьянина Сергеева устроена выставка «Мастерская кижского лодочника», из которой можно многое узнать об истории традиционного судостроения и судоходства в Кижских шхерах Онежского озера. Есть там и мастерская, где вам расскажут и покажут, как шьют лодку-кижанку.
Из кижской гавани стартуют и туда же финишируют суда во время регаты. Несмотря на раннее время, там уже суетились организаторы, постепенно подходили к берегу суда. Еще накануне у одного из судей я выведал вчерашние результаты, официально они еще не были объявлены, организаторы хотели интриги. Вот она, удача!
Первая же моя встреча с одним из членов победного экипажа в Большой гонке в номинации «Современные лодки». Ростислав Мелентьев и Илья Зайцев на двухместном каяке накануне быстрее всех прошли 15-километровую гонку вокруг острова Кижи.
– Каяк – небольшая узкая гребная лодка, приводимая в движение двухлопастным веслом, – поясняет Ростислав. – Спутать современные каноэ, байдарки и каяки легко, потому что изготавливаются они из схожих материалов. Если бы, как раньше, каноэ выдалбливали из ствола дерева, а каяк делали из костей и моржовой шкуры, определить их различия было бы проще. Но сейчас эти лодки могут быть пластиковыми, алюминиевыми, фанерными.
Со своим напарником по экипажу петербуржец Ростислав познакомился еще в начале двухтысячных здесь, на острове, куда приехал работать. С тех пор они поддерживают отношения. А в позапрошлом году договорились вместе посоревноваться на Кижской регате. В своем классе судов стали чемпионами на короткой воде на тысячу метров. Большая гонка в тот год не проводилась.
Интересуюсь, как сложилась гонка накануне. По словам Ростислава, повезло с погодой, не было ветра. Для каяка ветер не нужен, главное – правильно на такой длинной дистанции распределить силы. А они у экипажа еще остались и после финиша.
– Как распределены обязанности в экипаже? – спрашиваю у победителя.
– Капитан сидит сзади и управляет лодкой, а я спереди гребу. Он тоже периодически гребет, но при этом еще и рулит.
– Как настроены на сегодняшнюю гонку?
– Будем придерживаться той же тактики: со старта мощный рывок, сделать отрыв и финишировать первыми.
Уже с утра чувствуется атмосфера праздника. На всю округу звучат карельские песни и танцевальные мелодии, местные торговцы разложили сувенирную продукцию, повара разворачивают полевую кухню, чтобы накормить участников и гостей праздника свежей ушицей и напоить иван-чаем. Народ, соскучившийся за время пандемии по зрелищам, постепенно стягивается в гавань.
Чтобы не слыть Иванами, не помнящими родства
Захожу в павильон, где сотрудники филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин» проводят мастер-классы с детворой по изготовлению бумажных корабликов. Мальчишки и девчонки увлеченно мастерят свои кижанки. Самые любознательные то и дело обращаются к специалистам музея за советом или с вопросом.
– Мы приехали по приглашению музея-заповедника «Кижи», – говорит ведущий специалист филиала музея Мария Мельникова. – Проводим мастер-классы, презентацию музея.
Легендарный ледокол «Красин» четыре года назад уже перешагнул свой вековой рубеж. Ныне пришвартованный на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге, в 1928 году он совершил подвиг – судно вызволило из ледяного плена участников арктической экспедиции дирижабля «Италия».
Ранним утром 25 мая 1928 года радисты, волею судеб оказавшиеся в западне в Северном Ледовитом океане, передали в эфир сигнал SOS. Интернациональный экипаж дирижабля «Италия», возглавляемый исследователем Арктики Умберто Нобиле, на тот момент уже вписал свое имя в трагическую историю покорителей Севера. По сей день эта экспедиция вызывает неподдельный интерес, а в свое время о ней говорил весь мир.
Подумалось, хорошо бы почаще проводились такие презентации, ведь это полезно и нашим детям, и взрослым. Пользуясь случаем, девушки приглашают в Северную столицу. Ледокол «Красин» – это единственный ледокол в России с рабочим машинным отделением, единственный участник – ветеран полярных конвоев. Сотрудники музея проводят обзорные экскурсии, детские интерактивные программы, экскурсии в машинное отделение на корабле.
На регату всей семьей!
Гостей на праздник приехало много не только из деревень, расположенных на ближайших островах, но и из Петрозаводска и районов Карелии. Безусловно, были и туристы, которые после обзорной экскурсии по музею «Кижи» посетили местную гавань.
– Приехал с семьей из Петрозаводска, – рассказывает Николай Костюков. – Мы с женой Аленой сами родом из Заонежья. Я из Сенной Губы, она из Посада на Волкоострове (деревни вблизи острова Кижи. – Прим. авт.). На регате не первый раз, но сегодня здесь настоящий праздник с самоваром, конкурсами, поделками. Погода солнечная, настроение у всех праздничное.
Костюковы приехали на праздник с маленькими дочерями Соней и Алиной и племянником Кириллом. Сообщили, что есть участник, за которого они будут болеть, – Андрей Степанов из плотницкого центра музея.
Пока мы беседовали с папой, пятилетняя Соня ярким фломастером вывела на бумажной лодке-кижанке название – «Радужный». Ей очень нравится появление на небе радуги. Таким же радужным было настроение всех участников и гостей фестиваля.
Шторм не помеха!
Быстро пролетели утренние часы. Ближе к полудню началась официальная часть фестиваля, а потом и главное событие дня – старты на короткие дистанции в различных номинациях.
В своем выступлении вдохновитель и основатель Кижской регаты, ведущий научный сотрудник Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества Юрий Наумов вспомнил, как все начиналось в 1999 году:
– Мы тогда не ожидали, что на регату прибудет 13 традиционных лодок, причем 11 из них – старые кижанки.
Постепенно работа по возрождению и сохранению традиционного заонежского ремесла по шитью лодок стала приносить свои плоды. География фестиваля расширялась, в кижскую гавань стали прибывать и зарубежные участники из Финляндии, Германии, Норвегии. В 2019 году в регате уже участвовало 40 лодок.
– В этом году мы специально никого не приглашали, прибыли те, кто хотел, – отметил маэстро. – При этом сохранилась хорошая география фестиваля.
На регату, поистине народный праздник, собираются люди по зову сердца и велению души. Здесь царит особая атмосфера, благодаря которой Кижская регата живет, и никакие шторма этому не помеха!
На празднике я познакомился с замечательными морскими путешественниками – семьей Логиновых из Североморска. А как по-другому назвать людей, которые пересекли на пути к фестивалю Баренцево и Белое моря, заходили в Архангельск, на Соловки, а уже оттуда двинулись на остров Кижи?
– Прибыли на регату со своей новой лодочкой «Тендер конек», – рассказывает хозяин судна Игорь Логинов. – Она сделана для открытого моря. Такое мероприятие нельзя пропустить ни в коем случае. Я уже участвовал в регате четыре года назад.
Тогда Игорь участвовал в конкурсе судостроителей со шверботиком. В 2017 году в номинации «Судостроение. Современные лодки» шверботик занял второе место.
На этот раз Игорь Логинов стал победителем в этой же номинации. И ему, накануне отличившемуся в конкурсе, предоставили право поднимать на следующий день флаг соревнований.
Кульминация фестиваля
Конечно же, все ждали старта гонок, на этот раз уже на коротких дистанциях. Благо погода благоприятствовала, дождь пошел уже на следующий день, да еще какой – временами просто ливень.
В номинации «Командные лодки» победили реставраторы из плотницкого центра острова Кижи во главе со своим капитаном Михаилом Теребовым. Среди современных малых лодок снова отличились победители Большой гонки Илья Зайцев и Ростислав Мелентьев. Только теперь они выиграли соревнования на короткой дистанции. Среди участников на современных лодках с одной парой весел быстрее всех гонку прошел сотрудник музея «Кижи» Борис Москин.
Особое внимание болельщиков было приковано к гонкам на традиционных деревянных лодках. В группе участников с двумя парами весел отличилась команда Николая Яковлева из Луги. Среди традиционных деревянных лодок с одной парой весел не было равных опытнейшему мастеру по шитью кижанок Сергею Давыдову из деревни Боярщина, что неподалеку от острова Кижи.
В группе участников лодок-кижанок с тремя парами весел отличилась команда девушек во главе с Илоной Сюгияйнен из деревни Воробьи, также расположенной на территории Кижского ожерелья. В той же группе, только с двумя парами весел, победила команда Филиппа Олещука из Сенной Губы, с одной парой весел – Марина Ноженко из деревни Кукуево.
…Поздно вечером, возвращаясь из опустевшей гавани, глядя на зеркальную гладь, я вдруг вспомнил слова известного путешественника и исследователя XIX века А.Ф.Бордзынского: «Живописнее, веселее и населеннее кижской местности я ничего не видел в Олонецкой губернии. Это своего рода Заонежская Эллада». Кижанки, плывущие вдоль острова, подчеркивают ее уникальность. Эллада, да и только!
Наиль ШАБИЕВ, о. Кижи, Республика Карелия, фото автора
Источник: ug.ru