Как звали богиню охоты

Мифы и легенды Др.Греции и Рима в живописи.Часть 4. Артемида У нашего предыдущего героя, Аполлона, была сестра-близнец - Артемида. Девственная, вечно...

Мифы и легенды Др.Греции и Рима в живописи.Часть 4. Артемида

У нашего предыдущего героя, Аполлона, была сестра-близнец — Артемида. Девственная, вечно юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, Артемида, пользовалась большой популярностью, как у греков, так и у римлян, где ей соответствовала Диана.
Вот две молитвы, посвященные Артемиде: «Пояс с красивой бахромой и тунику положил Аттис у врат твоего храма, богиня молодых девушек, дочь Латоны, дабы ты сделала так, чтобы ребенок родился живым и здоровым». «Я, Монис, рыбак, даю тебе, Артемида, жареную рыбу. Для тебя до краев наполняю кубок чистым вином и для тебя преломляю кусок черствого хлеба – жертва бедная, но принесенная от всего набожного сердца.

За это сделай так, чтобы сети мои всегда были полны рыбой». Каких только эпитетов не удостаивалась эта богиня:«Охотница», «Водительница», «Белобровая»,«Обвязанная ивами», «Родовспомогательница»,«Детокормили ца», «Светоносная» и многие другие. Хотя, самое интересное, что этимологически ее имя связывают со словом «медведица», «медвежья богиня».

Артемида — богиня охоты | Мифы Древней Греции | Мифология Боги Олимпа

Однако, как правило, на картинах и скульптурах рядом с Артемидой не медведь, а олень и собака. Ее животными также считаются птицы, кабаны, быки, олени, рыбы, зайцы, львы и леопарды, змеи и волки. Атрибуты Артемиды(Дианы) — золотой лук и колчан за плечами, с копьё в руках, иногда полумесяц на голове (символ богини Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику. Иногда был и щит, как символ защиты целомудрия.
Надо заметить, что этими стрелами богиня убивала не только зверей на охоте. Дамочка не отставала от своего братца по части расправ с неугодными ее людьми. Об их совместном истреблении детей Необы мы уже говорили в сюжете об Аполлоне, поэтому посмотрим на ее индивидуальные «подвиги». Их немало — больше 30-ти убитых. Поговорим о тех, жизнь и убийство которых, оставило след в живописи.
Титий. Великан, внебрачный сын Зевса, за что был наказ мстительной Герой(как будто дети виноваты — женщины не меняются) — она внушила Титию любовь к матери Аполлона и Артемиды — Лето. Потеряв голову от страсти, Титий пытался изнасиловать богиню. Но когда у предмета страсти такие дети, надо думать головой. Аремида, которой пожаловалась Лето и пристрелила несостоявшегося насильника.

Мало того — в Аиде его печень терзает коршун.

Тициан «Наказание Тития»

Орион. Знаменитый охотник, отличавшийся необычайной красотой и таким ростом, что его иногда называли великаном. Решил, что как охотнику ему нет равных. Но не надо забывать про богов. Артемида доступно объяснила ему, кто самый великий охотник.

Но чтобы ее не упрекали в чрезмерной жестокости к конкурентам, вознесла его на небо и превратила в созвездие.

Николя Пуссен «Пейзаж с Орионом» 1660-64гг

Даниэль Сейтер «Диана над трупом Ориона»

10 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ЕГИПЕТСКИХ БОГОВ

Ифигиния.Дочь Агамемнона и Клитемнестры. Родилась в год, когда Агамемнон обещал Артемиде прекраснейший дар из родившихся.Когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь Агамемнон оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. Богиня наслала безветрие и флот греков не мог двинуться в путь.

Прорицатель Калхант объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, самой красивой из дочерей Агамемнона. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это. Когда она прибыла туда, где стояло войско и всё уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания заменила Ифигению козой, а её на облаке похитила и унесла в Тавриду где Ифигения стала жрицей Артемиды и умерщвляла перед её алтарем странников, заносимых туда бурей.

Леонард Брамер. «Жертвоприношение Ифигении»

Ансельм Фейербах «Ифигения» 1862

Ансельм Фейербах «Ифигения» 1871

Актеон .Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона. Подсматривать, конечно, нехорошо, но как любят сейчас говорить правозащитники — непропорциональное наказание .Но художникам сюжет понравился.

Тициан «Смерть Актеона»

Тициан «Диана и Актеон»

Франческо Альбани «Актеон превращается в оленя» 1627 г.

Лукас Кранах Старший » Диана и Актеон» начало 16 века

Хендрик ван Бален Старший «Диана превращает Актиона в оленя» 1605г

Роман Волков «Диана, окруженная нимфами, и Актеон» 1810г

Якоб Йорданс 1640г.

Как правило, Атемида всегда находилась в окружении своих спутниц — океанид и нияд. О некоторых из них следует сказать особо.
Сиринга. Картин о ней нет, но история её достаточна интресна. Сиринга была наядой, известной своим целомудрием. В неё влюбился Пан и преследовал её, поэтому она превратилась в болотный тростник. Из тростника Пан сделал себе многоствольную сирингу, отсюда пошла традиция называть такую сирингу флейтой Пана.

В античные времена сиринга представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. Из древней Греции сиринга перекочевала на юг Руси и получила тут название «свирель».
Полифонта. Презирала Афродиту и стала спутницей Артемиды. За это Афродита внушила ей любовь к медведю, за что Артемида возненавидела её. Полифонта родила от медведя Агрия и Орея, которые были огромного роста и поедали чужеземцев. Гермес решил отрубить им ноги и руки, но Арес превратил их в птиц.

Полифонта стала филином, а служанка её сыновей — зелёным дятлом.
Прокрида.До того, как судьба свела ее с Артемидой была замужем за Кефалом. Была уличена в измене и бежала. Хотела стать спутницей Артемиды,но та прогнала её, узнав, что она не девушка. Прокрида рассказала Артемиде о своих несчастьях, и та обещала помочь, подарив ей пса Лелапа, чудесное копье и придав облик юноши. Она вернулась в Афины и вызвала Кефала на состязание в охоте.

С помощью чудесных копья и пса Прокрида победила в состязании, и тогда Кефал попросил чужеземца продать копье. Тогда Прокрида обещала отдать пса, если он «согласится одарить ее своей юношеской красотой». Кефал согласился возлечь с чужеземцем, тогда Прокрида открылась ему. Супруги помирились. Когда они вместе охотились, Кефал случайно метнул в неё копье и убил.

Пьеро ди Козимо, «Смерть Прокриды», 1486-1510 гг

В многочисленных греческих и римских мифах Артемида-Диана нередко отождествлялась с богиней Луны. По аналогии с тем, что ее брат – Аполллон отождествлялся с солнцем. В этой ипостаси с Дианой приключилась занятная история, связанная с Эндимионом, прекрасным пастухом. Диане так понравился юноша, что она попросила Зевса усыпить его, что красота и юность Эндимиона оставались вечной.

А сама каждую ночь прокрадывалась к нему…( ага подумали что не то? Нет – она же вечная девственница), что бы полюбоваться прекрасным юношей и повздыхать о любви.

Себастьяно Риччи, 1713 г

Николя Пуссен. 1628-30 гг

Иоганн Карл Лот, 1680

Жером Мартин Ланглуа, 1822

Жерар Ларесс 1680г

В заключении – гимн Артемиды Гомера и некоторая часть работ посвященных ей.(причем она или охотится или купается).
Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской…

Орацио Джентилески, Вторая половина 17 века

«Пауль Рубенс » Диана с нимфами перед отправлением на охоту» 1615

Пауль Рубенс «Возвращение Дианы с охоты» 1615 г

Франсуа Буше «Возвращение Дианы с охоты» 1745 г.

Франсуа Буше «Купание Дианы»,1742г.

Якоб Адриансзон Баккер «Диана и ее нимфы» 1649г.

Якоб ван Лоо » Диана и ее нимфы» 1648 г

Виллем ван Мирис «Диана и нимфы» 1702г

Вермеер «Диана и нимфы» 1650г

Франсуа Клуэ «Купание Дианы» 1589г

Симон Вуэ, 1637г

Помпео Батони «Диана и Амур» 18 век

Карло Маратта «Купание Дианы» 1684г.

Источник: 2nikgar2.livejournal.com

Артемида

Артеми́да (др.-греч. Ἄρτεμις , микенск. a-ti-mi-te [1] ) — в греческой мифологии [2] девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты [3] .

Возможные этимологии имени — «медвежья богиня», «убийца» или «владычица» [4] . Культовыми животными Артемиды стали лань и медведица.

Основные мифы

Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос.

В Троянской войне вместе с Аполлоном воевала на стороне троянцев. [источник не указан 43 дня]

Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф [5] . Получила в подарок от Пана 12 псов [6] . Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови [7] .

Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.

Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.

Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды [8] .

Культ

Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света. Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок.

Многие Артемиды

Согласно Котте, Артемид было три [9] :

  • Дочь Зевса и Персефоны, родила крылатого Эрота от Гермеса.
  • Дочь Зевса третьего и Лето.
  • Дочь Уписа и Главки, которую называют Упис.

Артемиде соответствует римская Диана.

По египетскому преданию, которое сообщил эллинам Эсхил, Артемида — дочь Деметры [10] . Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку [11] .

Жертвы Артемиды

Купание Дианы на полотне Франсуа Буше

Приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания. Среди её жертв также Мелеагр и Орест.

Жертвы гнева Артемиды:

  • Агамемнон. Богиня потребовала принести в жертву Ифигению (по поздней версии мифа — пощажена богиней).
  • Адонис. Наслала на него кабана.
  • Актеон. Превращен в оленя.
  • Алоады. Артемида превратилась в лань, и они убили друг друга.
  • Алфей. Влюбился в Артемиду.
  • Амфион и его дочери. Убиты стрелами.
  • Ариадна.
  • Аталанта и Гиппомен. Превращены во львов.
  • Бротей. Бросился в огонь.
  • Буфаг из Аркадии. Поражен стрелой.
  • Гиппа (дочь Хирона), она же Меланиппа. Превращена в кобылицу.
  • Гратион (гигант). Убит.
  • Дриант из Танагры.
  • Каллисто. По версии, поражена стрелой.
  • Кенхрей. Случайно убит ею.
  • Коронида (дочь Флегия). Убита.
  • Лаодамия (дочь Беллерофонта).
  • Лимон (сын Тегеата). Поражен стрелой.
  • Меланипп и Комефо. Принесены в жертву Артемиде.
  • Мера (дочь Прета). Убита.
  • Ойней. Она послала калидонского вепря.
  • Орион. Убит Артемидой (версия).
  • Титий. Убит.
  • Фалек. Тиран, его убила львица, посланная Артемидой.
  • Филонида (она же Хиона). Убита стрелой.
  • Фоант из Посидонии. На него упала голова кабана.
  • Эфимия. Убита.

В литературе и искусстве

Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».

Изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ богини Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику. Позднее, в XVI—XIX веках, стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например Диана-охотница, созданная в 1790 Гудоном).

В астрономии

В честь Артемиды назван астероид (105) Артемида который был открыт 16 октября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории

В честь Артемиды назван также астероид (395) Делия (англ.) русск. , открытый в 1894 году

Эпитеты Артемиды

  • Агротера. «Охотница», «Ловчая». Эпитет Артемиды, её храм в Аттике [12] . Либо некая богиня [13] .
  • Алфеея.
  • Апанхомена. («Удавленница»). Эпитет Артемиды в Кафии (Аркадия), с которым связана легенда [14] . Согласно Каллимаху, аркадцы молятся Артемиде Удавившейся [15] .
  • Арикийская.
  • Ариста. Эпитет Артемиды, о эпитете есть другой рассказ, который Павсаний обходит молчанием [16] .
  • Астратея.
  • Браврония. Эпитет Артемиды, от аттического дема Браврон [17] . Праздники связаны с переодеванием в медведиц [18] .
  • Бромия. Эпитет Артемиды [19] .
  • Гегемона. «Водительница». Эпитет Артемиды [20] . В Тегее с ним связана легенда [21] .
  • Геката. Так называют Артемиду [22] .
  • Гекаэрга. Также это эпитет Артемиды [23] .
  • Гиакинфотрофос. Эпитет Артемиды в Книде [24] .
  • Дафния. Эпитет Артемиды [25] .
  • Делия. Эпитет Артемиды [26] . Имя возлюбленной Тибулла.
  • Евклея.
  • Евринома. По фигалейцам, эпитет Артемиды [27] .
  • Каллиста. Эпитет Артемиды [16] . Первым его использовал поэт Памф, заимствовав у аркадян. Храм Артемиды Каллисты стоял рядом с могилой Каллисто [28] .
  • Кариатида. Эпитет Артемиды. Кариаты — жрецы Артемиды [29] . Кастор и Полидевк обучили спартанцев в местечке Карии особому виду пляски [30] . en:Caryatis
  • Кинфия. Эпитет Артемиды. От горы Кинф на Делосе [31] . Имя возлюбленной Проперция.
  • Колоенская. Эпитет Артемиды. Святилище у озера Колоя в Лидии [32] .
  • Кордака. Эпитет Артемиды в Элиде [33] .
  • Лафрия ( Λαφρία ). Эпитет Артемиды у калидонян и мессенцев по имени героя Лафрия, установившего культ Артемиды в Калидоне (см. Мифы Фокиды) [34] , также в Патрах[35] .
  • Левкофрина. «Белобровая». Эпитет Артемиды, почитаемой магнетами [36] .
  • Лигодесма. «Обвязанная ивами». Эпитет Артемиды Орфии в Спарте [37] .
  • Лохия. «Родовспомогательница». Эпитет Артемиды [38] .
  • Мелисса ( Μέλισσα , «пчела»). В Эфесе эпитет Артемиды, названной дочерью Деметры. Учреждение культа описано в трагедии Эсхила «Жрицы» (фр.86-87 Радт). Мелиссами называли жриц Деметры [39] .
  • Мунихия. Эпитет Артемиды [40] . Её святилище в городке Пигелы в Ионии, основанном Агамемноном [41] . Ксоан Артемиды Мунихии в Сикионе соорудили Скиллид и Дипен [42] .
  • Орфия. (Ортия.) Эпитет Артемиды [43] , её алтарь в Спарте.
  • Орфосия. (Ортосия.) Эпитет Артемиды [44] . Так называют амазонку Антиопу [45] .
  • Пайдотрофа. «Детокормилица». Эпитет Артемиды. Храм в Короне (Мессения) [46] .
  • Подагра. По Сосибию, в Лаконике есть жертвенник Артемиды Подагры [15] .
  • Селасфора. («Светоносная»). Эпитет Артемиды [47] .
  • Тавриона[48] . См. Тавропола.
  • Тавропола. Эпитет Артемиды [49] . Изображение Артемиды Таврической в Бравроне [17] . Обряды Артемиды Таврополы были и в Каппадокии [50] . Эпитет Гекаты [51] . Согласно Питоклу, фокейцы устраивают ей человеческие всесожжения [52] .
  • Улия.
  • Феба. [53] Имя Артемиды [54] .
  • Ферея. Эпитет Артемиды [55] . Связан с Ферами, статуя в Аргосе [56] .
  • Хесийская. Эпитет Артемиды на Самосе [57] .
  • Хитона. Эпитет Артемиды [58] .
  • Эфопия. Эпитет Артемиды, её святилище в Митилене [59] . В «Эфиопиде» (синопсис) упомянуто, что на Лесбосе Ахилл приносит жертвы Аполлону, Артемиде и Лето.

Спутницы Артемиды

  • Гиала. Спутница Артемиды [60] .
  • Нефела. Спутница Артемиды [60] .
  • Опис. Нимфа, спутница Артемиды [61] .
  • Ортигия. Кормилица Артемиды и Аполлона [62] . Её именем назван парк у храма Артемиды в Эфесе, там стояла её статуя с детьми в руках [41] .
  • Псека. Спутница Артемиды [63] .
  • Ранида. Спутница Артемиды [60] .
  • Фиала. Спутница Артемиды [63] .

Другие спутницы Артемиды:

  • Амнисиады.
  • Антиклея.
  • Бритомартида.
  • Дафна.
  • Еврибия (амазонка).
  • Крокала.
  • Полифонта.
  • Прокрида.
  • Сиринга.
  • Тайгета.
  • Феба (амазонка).
  • Филоноя (дочь Тиндарея).

Примечания

  1. ↑ Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.141
  2. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.107-108; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.188-190; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1 далее
  3. ↑ Гомер. Одиссея VI 102—108
  4. ↑Артемида · Боги и божества Греции · Энциклопедия античной мифологии
  5. ↑ Каллимах. Гимны III 13-15
  6. ↑ Каллимах. Гимны III 87-97
  7. ↑ Гигин. Астрономия II 33, 1
  8. ↑Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: Курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 122—123.
  9. ↑ Цицерон. О природе богов III 58
  10. ↑ Геродот. История II 156; Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 6
  11. ↑ Овидий. Метаморфозы V 330
  12. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 19, 6
  13. ↑ Плутарх. Об Эроте 14
  14. ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 23, 6-7
  15. ↑ 12 Климент. Протрептик 38, 3
  16. ↑ 12 Павсаний. Описание Эллады I 29, 2
  17. ↑ 12 Павсаний. Описание Эллады I 23, 7
  18. ↑ Аристофан. Лисистрата 643
  19. ↑ Орфические гимны XXXVI 2
  20. ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 1
  21. ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 47, 6
  22. ↑ Орфика, фр.188 Керн
  23. ↑ Нонн. Деяния Диониса V 491
  24. ↑ Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.311
  25. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 24, 9
  26. ↑ Стаций. Фиваида II 243
  27. ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 41, 5
  28. ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 35, 8
  29. ↑ Орозий. История против язычников I 7, 1 комм.
  30. ↑ Лукиан. О пляске 10
  31. ↑ Стаций. Фиваида I 577
  32. ↑ Страбон. География XIII 4, 5 (стр.626)
  33. ↑ Павсаний. Описание Эллады VI 22, 1
  34. ↑ Павсаний. Описание Эллады IV 31, 7
  35. ↑ Павсаний. Описание Эллады VII 18, 8
  36. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 26, 4
  37. ↑ Павсаний. Описание Эллады III 16, 11
  38. ↑ Плутарх. Застольные беседы III 10, 3
  39. ↑ Каллимах. Гимны II 110
  40. ↑ Ксенофонт. Греческая история II 4, 11; Каллимах. Гимны III 259
  41. ↑ 12 Страбон. География XIV 1, 20 (стр.639)
  42. ↑ Климент. Протрептик 47, 8
  43. ↑ Алкман. Парфений, ст.43
  44. ↑ Пиндар. Олимпийские песни III 30
  45. ↑ Ликофрон. Александра 1331
  46. ↑ Павсаний. Описание Эллады IV 34, 6
  47. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 31, 4
  48. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.361
  49. ↑ Софокл. Эант 172; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 7
  50. ↑ Страбон. География XII 2, 3 (стр.535)
  51. ↑ Орфические гимны I 7
  52. ↑ Климент. Протрептик 42, 6
  53. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.559, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.81
  54. ↑ Гомер. Илиада V 51
  55. ↑ Каллимах. Гимны III 259
  56. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 23, 5
  57. ↑ Каллимах. Гимны III 228
  58. ↑ Каллимах. Гимны I 77
  59. ↑ Мякин Т. Г. Сапфо. СПб, 2004. С.181, по надписям
  60. ↑ 123 Овидий. Метаморфозы III 171
  61. ↑ Вергилий. Энеида XI 532
  62. ↑ Комментарий О. П. Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн.4-7. СПб, 2005. С.333
  63. ↑ 12 Овидий. Метаморфозы III 172

Источник: dic.academic.ru

Артемида – богиня охоты

автор

Артеми́да — в древнегреческой мифологии, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты. У римлян отождествлялась с Дианой.

Этимология слова «артемида» не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало «медвежья богиня», другие – «владычица» или «убийца».
Артемида – дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, родившаяся на острове Астрерия в Делосе. По преданию, Артемида, вооруженная луком и стрелами, проводила свое время в лесах и горах в окружении верных нимф – своих постоянных спутниц, которые, подобно богине, очень любили охотиться.

Артемида - богиня охоты.

Несмотря на кажущуюся хрупкость и грацию, у богини был на редкость решительный и агрессивный характер. С провинившимися она расправлялась безо всякого сожаления. Кроме этого, Артемида строго следила за тем, чтобы в мире животных и растений всегда царил порядок.
Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.

В самых древних мифах Артемида изображалась в образе медведицы. В Аттике жрицы богини при совершении обрядов надевали на себя медвежью шкуру. По мнению некоторых исследователей, в древних мифах образ богини соотносился с богинями Селеной и Гекатой. В более поздней героической мифологии Артемида была тайно влюблена в красавца Эндимиона.

Артемида - богиня охоты.

Между тем в классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.

Диана в римской мифологии - Артемида.

Актеон, случайно увидевший купающуюся богиню, погиб страшной смертью: Артемида превратила его в оленя, которого растерзали собственные собаки. Богиня жестоко наказывала девушек, которые не смогли сохранить целомудрие. Так Артемида покарала свою нимфу, которая ответила взаимностью на любовь Зевса. Святилища Артемиды часто возводились среди водных источников, считавшихся символом плодородия. В римской мифологии ей соответствует богиня Диана.

Источник: proznayka.ru

Артемида: древнегреческая богиня

Артемида

А ртемида — входящая в число двенадцати олимпийских главных греческих богов дочь Зевса и сестра Аполлона. Артемида считалась богиней луны. «Гордая луком», как называет ее Гомер. Она была неутомимой охотницей, вооруженной стрелами и луком, богиней-девственницей.

Считалась покровительницей лесов и зверей. Изображалась в виде стройной красивой девушки, в высоко опоясанной одежде, обутой в легкие сандалии. За плечами колчан со стрелами; рядом с нею олень, которого она держит за рога. В Мессении, Лаконике и Элиде девушки каждый год справляли праздник Артемиды. Он проходил с веселыми плясками и песнями.

У римлян она была ассоциирована с богиней охоты Дианой.

Ее живость и стремительность отображают памятники изобразительного искусства, где богиня представлена в коротком хитоне, с колчаном, луком и всегда в сопровождении животного — лани или косули. Это была прекрасная дева с мальчишеской резвостью. Гомер называет ее в «Илиаде» Владычицей зверей и дикой природы вообще. Богиня-дева была в то же время богиней родов.

Таким образом «Помощница родов» Артемида была связана с Эйлифией. При этом в святилище Артемиды в Бравроне освящали одежды женщин, умерших во время родов.

Артемида

Легенда о рождении Артемиды

А ртемида, дочь Зевса и Лето, родилась в тот же день и при тех же обстоятельствах, что и Аполлон. При этом в легендах упоминали, что она первая появилась из утробы Лето. И после этого помогла матери родить Аполлона. Так родились близнецы – мальчик, ставший воплощением солнца, и девочка, ставшая воплощением луны.

С детства Артемида решила оставаться свободной и потребовала от отца, чтобы тот освободил ее от обязанности нести брачные узы. Артемида проводила свое время в горах, охотясь на диких зверей, танцуя и играя с юными девушками, которые оставались с ней, пока не наступало время их замужества. Артемиду называли Шумной, потому что она любила стрельбу из лука, танцы и крики.

Бронзовая статуя Артемиды, 4 век до н. э.

Бритомартида – «Сладостная Дева»

Н а минойском Крите почитали богиню по имени Бритомартида. что значит «Сладостная Дева». Об этой богине, обладавшей теми же чертами, что и Артемида, и, по всей вероятности, бывшей ее ранней ипостасью, рассказывали, что в нее влюбился царь Минос. Увидав, как Бритомартида охотится в критских лесах, он попытался овладеть ей.

Спасаясь от Миноса бегством, Бритомартида оказалась на крутой скале и прыгнула оттуда в море. Там она попалась в сети (Ауа) рыбакам, и с тех пор она получила имя Диктинна.

Интересно, что растение финиковая пальма считается связанным с Артемидой и Аполлоном, которые родились на Делосе в ее тени. Эта пальма по происхождению с Крита была якобы перевезена на Делос Тесеем, который организовал на острове состязания в честь бога.

Артемида – суровая мстительница

Легенда о Менелае

Н акануне Троянской войны, когда корабли не могли отправиться в путь из-за отсутствия ветра. Агамемнон, брат царя Спарты Менелая, отправился на охоту. К несчастью, он убил лань, вызвав тем самым гнев Артемиды, поскольку лань была ее священным животным. Чтобы отомстить, богиня потребовала, чтобы ей принесли в жертву дочь царя Ифигению.

Миф о Каллисто

Н о и с нимфой Каллисто, принадлежавшей к ее свите и давшей обет безбрачия, Артемида поступила не менее сурово. Узнав, что та забеременела от Зевса и должна родить Аркада, родоначальника жителей Аркадии, богиня превратила Каллисто в медведицу. Об Ариадне, дочери Миноса, рассказывали, что Артемида убила ее, когда та откликнулась на любовный призыв Тесея.

Артемида и дети Ниобы

Н иоба, дочь Тантала и жена царя Фив Амфиона, по неразумию бахвалилась тем, что у нее было двенадцать детей — шесть сыновей и шесть дочерей, тогда как у Лето было всего только двое. Артемида и Аполлон отомстили Ниобе, убив ее детей: Артемида дочерей, а Аполлон – сыновей.

Музей искусств в Далласе, Техас, США. Жак-Луи Давид. Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы.

Гибель Актеона

Г оре тому, кто дерзал увидеть юных дев, когда они совершали обнаженными омовение в озёрах или реках! Но особенно ужасная кара ожидала того, кому тем или иным образом случалось оскорбить Артемиду, совершенно чистую и непорочную деву. Эту оплошность довелось совершить Актеону, сыну Аристея и Автонои, который пожелал увидеть богиню обнаженной, когда богиня купалась в ручье на Кифероне. Артемида немедленно превратила Актеона в оленя и напустила на него пятьдесят собак, которые разорвали его.

Алессандро Турки. Артемида застаёт Актеона за подглядыванием.

Артемида и Алоады

А лоады, От и Эфиальт, были исполинами, сыновьями Ифимедеи и Алоея или Посейдона. Согласно оракулу, они не могли погибнуть ни от руки смертного, ни от руки бога. Поэтому, когда они преследовали Артемиду, желая овладеть ей, Аполлон послал между ними лань: желая поразить её, Алоады убили друг друга.

Храм Артемиды

К ульт Артемиды в Древней Греции был весьма распространён. В честь «влиятельной» богини возводились и многочисленные храмовые постройки. Конечно, поначалу храмовые постройки были деревянными в большинстве своём. В том числе и первые культовые сооружения в честь Артемиды.

Точную дату самых первых построек на месте будущего знаменитого храма, входящего в семь чудес древнего мира, установить не представляется возможным. Но история с храмом Артемиды в Эфесе – особая. Стоит припомнить её.

Примерно в 550 году до н.э. был создан проект архитектором Херсифроном. Помогал ему в этом сын Метаген. Масштабы нового храма впечатляют: 115 метров длина, 46 ширина. Высота ориентировочно была 18 метров. При этом храм строили из мрамора, количество колонн по периметру – 127.

Для своего времени это было революционное событие в архитектуре. До сих пор храм Артемиды в Эфесе считается крупнейшим культовым сооружением Древней Греции.

Модель храма Артемиды в Эфесе. Турция, парк Миниатюрк

Завершить строительство монументального здания автору проекта не удалось – он умер. Продолжались работы по возведению храма уже под руководством сына и соавтора проекта Метагена. Считается, что строился храм Артемиды в Эфесе почти 200 лет, то есть фактически до того времени, как его поджёг Герострат. В этом нет ничего удивительного, техника строительства в те времена не могла дать возможность ускорить темпы работ по возведению огромного здания.

Легенду о поджоге храма Артемиды в Эфесе Геростратом знают все. Упомянем, что произошло это, как считается, в ночь рождения Александра Македонского. Который, кстати, впоследствии будет финансировать восстановление храма. Восстановленный храм будет несколько больше своего предшественника в длину – 137 метров, и в ширину – 69 метров.

Интересный факт – храм Артемиды в Эфесе был как бы самостоятельной территориальной единицей. Он не был подчинён городской власти, управляли им жрецы храма. Эдакий финансовый и деловой квартал.

Новое здание простояло более 600 лет и был «закрыт», вероятно, уже в эпоху распада Римской империи, когда официальной религией стало христианство.

Источник: religiamira.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...