Как правильно смолить лодку

Семья Михаила Столярова живет в рыбацкой деревне Маэксе на Белом озере. С некоторых пор я зачастил в их уютный деревенский дом с гостеванием.

У Столяровых мне нравится все. Их неспешный несуетливый быт, пироги с запеченными в русской печи лещами, суп из белозерского снетка, чай из самовара на ничем не замутненной водице…

Столяровы перебрались сюда несколько лет назад из города Санкт-Петербурга. Поманила родина. Михаил – самодеятельный художник, любитель водных путешествий, собиратель древностей… А Белозерский край – с 862 года в летописях поминается, как один из краеугольных камней русской государственности. Сюда на княжение брат Рюрика Синеус с дружиной в том году прибыл.

А Михаил известен в городе как резчик по дереву. Он режет удивительные детские игрушки. Долгие зимы они вместе с женой склоняют головы над своим рукодельем.

Жена Марина делает изо льна кукол, Михаил режет коней и деревянные кресты для церквей. Летом наработанный за зиму товар раскупают туристы. Доходов хватает на хлеб с маслом, на воспитание дочери, на достойную самостоятельную жизнь, когда не надо бежать на службу к 8:00 и кланяться начальству. Тут сам себе и работник, и начальник… Экономия!

Как правильно засмолить секрет, вентерь, просто дель

Эх порыбачим

Ремонт деревянной лодки

Деревянная лодка Ивановича, напарника по рыбалке, зимовала возле реки. Он вытащил её на берег с первыми морозами, перевернул кверху дном и в таком положении оставил до весны. В деревне так поступают многие рыболовы. И вот пришло время спускать лодку на воду. Но перед тем как спускать, её нужно было подремонтировать: за зиму доски рассохлись, появились щели.

Иванович попросил меня помочь с ремонтом. Лодка у него тяжёлая, одному с такой махиной не управиться. Я согласился и получил опыт, которым с радостью поделюсь с вами, уважаемые читатели.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕМОНТА ЛОДКИ

Инструменты для ремонта лодки

Сухая погода установилась только к концу марта. Мы подгадали солнечный денёк и поехали к реке. С собой взяли следующие материалы и инструменты:

  • деревянную конопатку;
  • хлопчатобумажные тряпки;
  • шурупы по дереву – 5 см;
  • баллон пропана;
  • газовую горелку;
  • малярную кисть;
  • гудрон;
  • отвёртки;
  • молоток;
  • нож.

Приехали на место. Иванович с облегчением выдохнул: «Не украли!» В последнее время в станице участились случаи кражи лодок, на этот раз обошлось. Изначально мы планировали законопатить щели и просмолить посудину, но осмотр показал, что этого недостаточно. Доски на днище «играли», вероятно, местной детворе каюк напарника служил батутом. С этим нужно было что-то делать.

ПРИКРУЧИВАНИЕ ДОСОК ДНИЩА К ПОПЕРЕЧНЫМ БРУСКАМ

Обдумав ситуацию, мы решили прикрутить доски днища к внутренним поперечным брускам шурупами. До этого они были подбиты гвоздями. Такой способ соединения, как показала практика, оказался недолговечным. Шурупы для слегка подгнившего дерева – вариант более надёжный.

Деревянная лодка из досок и оцинковки

Прикручивание досок днища к поперечному брусу

Иванович ремонтирует лодку

Поставили лодку на борт, отметили на днище, где проходят бруски, и стали вкручивать шурупы по два штуки на доску. В финальной стадии затяжки шурупа доски простукивали молотком, чтобы убрать зазоры и обеспечить максимально плотное соединение. Результат: дно выровнялось и перестало «дышать».

Если вдруг решитесь повторить что-то подобное со своей лодкой, обратите внимание на длину шурупов. Они не должны быть длиннее, чем общая толщина доски и бруса, в противном случае их острые концы будут торчать из днища, что недопустимо.

ЗАДЕЛКА ЩЕЛЕЙ МЕЖДУ ДОСОК

После протяжки дна, мы принялись конопатить щели. Дело это нехитрое: отрываешь кусок тряпки, скручиваешь в трубку и с помощью деревянной конопатки плотно вгоняешь в щель. Вместо тряпок лучше использовать джут, паклю или войлок, но для старой лодки годятся и отходы хлопчатобумажной ткани.

ОБРАБОТКА ДНИЩА РАСПЛАВЛЕННЫМ ГУДРОНОМ

Как смолить лодку

За двадцать минут с заделкой щелей управились, оставалось просмолить днище и борта. Иванович взялся за эту работу первым. В одной руке он держал горелку, в другой – длинный нож с нанизанным куском гудрона. Горелка плавила гудрон, а напарник усиленно елозил им по днищу, затирая малейшие трещины в дереве (так натирают сковороду куском сала, перед выпечкой блинов).

Читайте также:  Как выглядит подводная лодка лошарик

Заделка щелей расплавленной смолой

Со стороны наблюдать – ничего сложного. Когда же горелка оказалась в моих руках, я приспособился не сразу: смола то вскипала, то прилипала к доскам. Случайный порыв ветра – и пламя опалило волосы на правой руке. Но это всё в первую минуту, с непривычки.

Освоившись, я попробовал растирать жидкий гудрон жёсткой малярной кистью – выходило лучше. Главное в этом деле – умело орудовать горелкой, не допуская вскипания гудрона. При вскипании в нём образуются пузырьки с воздухом, и вода через них может просачиваться в лодку.

Смоление лодки

Шить лодку

Шить лодку

В Карелии и Архангельской области до сих пор говорят: «шить лодку», вместо «строить лодку» или «делать лодку», хотя теперь имеется в виду именно постройка лодки на гвоздях. При этом только пожилые люди помнят, что глагол «шить» когда-то имел прямой смысл.

По их словам, последние шитые лодки существовали «до войны», затем мастера перешли на гвозди, и со сменой поколений технология была полностью утеряна. Конструкция же, форма и основные приемы постройки оставались прежними, благодаря этому для реконструкции требовалось сделать только один шаг, обратный переход с гвоздей на шитье корнями.

Опыт постройки традиционных лодок на гвоздях имелся основательный: на Водлозере я много лет строил такие лодки на заказ, они до сих пор используются для рыбной ловли и хозяйственных целей. Методику шитья помогла восстановить находка фрагментов лодочных досок с сохранившимися отверстиями, желобками и остатками стежков. Эти доски уцелели благодаря тому, что были вторично использованы в старом деревенском доме как настил на чердаке; их возраст, вероятно, не столь велик — 70–100 лет, материал — сосна, изготовлены при помощи ручной продольной пилы. Кроме того, удалось собрать много устных свидетельств пожилых людей, большинство из которых помнили шитые лодки по 1930–1940 гг.

Вид обшивки снаружи до просмолкиВ качестве шовного материала использовались традиционные для местности (оз. Водлозеро, восточное заонежье Карелии) еловые корни.

Они были, пожалуй, самым распространенным материалом в судостроении, поскольку растут непосредственно в верхнем слое лесной подстилки, которая в густом темном ельнике совершенно не задерневшая и настолько рыхлая, что корни можно добывать без всякой лопаты голыми руками. С собой нужно иметь только нож для перерезания корней; в хорошем месте их удается заготовить достаточное для постройки лодки количество (порядка 100 м) за один-два рабочих дня.

Необходимая толщина корня соизмеряется с толщиной обшивки, оптимум лежит в пределах 1/3–1/2 толщины доски. Поэтому для 6-метровых лодок с 15 мм набоями идут корни сечением 4–7 мм (без коры; с корой выходит 7–14 мм), длина их достигает 2–3 м. Корни превосходно расщепляются вдоль волокон, поэтому слишком толстый корень можно расщепить пополам или даже на 4 части.

При высыхании корни становятся хрупкими, так что после сбора их надо немедленно очистить от коры и хранить до употребления в ведре со смолой, в крайнем случае с водой. По некоторым свидетельствам, засохшие корни или вицы распаривали перед употреблением в горячей воде. По другим — корни даже кипятили в смоле, что делало их более стойкими к гниению, однако, как показал опыт, длительное кипячение в смоле делает их ломкими. Практически хранение в смоле с непродолжительным кипячением оказалось наиболее удобным вариантом. «Завиты» корни были перед опусканием в смолу, однако это можно делать и непосредственно во время шитья, по мере продевания их сквозь отверстия.

Когда очередная доска обшивки («набой») окончательно подогнана и установлена на свое место при помощи зажимов с клиньями7 (эти зажимы по форме напоминают увеличенную во много раз бельевую прищепку, они играют роль струбцин), сквозь перекрывающиеся края досок («накрой» примерно 5 см ширины) сверлится зигзагообразный ряд отверстий (~8 мм) на расстоянии 3–5 см друг от друга. Сверлить их надо несколько наискось к поверхности доски, с таким расчетом, чтобы изгибы продетого корня были по возможности плавными, без изломов.

Читайте также:  Как продать подвесной лодочный мотор

Затем ножом вырезаются желобки между парами отверстий глубиной 1/3–1/4 толщины набоя, в них будут частично утоплены стежки8. Корень завивается и продевается через несколько отверстий подряд, в первом отверстии он фиксируется забиванием деревянного клинышка. Эти клинышки9 одновременно играют роль пробок, герметизирующих шов, на Водлозере их традиционно делали из ольхи.

Затем корень между вторым и третьим отверстиями поддевается специальным Т-образным инструментом, похожим на деревянный молоток, и сильно натягивается. Этим деревянным молотком следует пользоваться как рычагом, упирая его о поверхность доски; при этом, благодаря малому трению (корень достаточно скользкий), сила натяжения корня многократно складывается на соседних стежках по принципу блока или полиспаста и прижимает набои друг к другу.

Паз («лайна») становится плотным. Удерживая корень сильно натянутым, его закрепляют в следующем отверстии, забивая клинышек-пробку, после того, как клинышек плотно забит, его подрезают ножом или стамеской заподлицо с поверхностью доски; таким образом продвигаются вдоль всего шва. Когда корень кончается, никаких специальных мер не требуется: конец просто фиксируется клинышком, а со следующего отверстия начинается новый корень. По прочности соединение не уступает гвоздям, но по трудоемкости значительно превышает — за час удается прошить в среднем около метра.

Опишем кратко и другие особенности постройки. Киль («днище»), вытесанный из елового бревна, соединяется со штевнями (носовой и кормовой «кокорами», или «коржинами») массивным клинообразным замком с деревянными нагелями, так что вся конструкция еще без обшивки обладает достаточной жесткостью, ее можно передвигать и переворачивать с боку на бок10.

Кокоры вытесываются из нижней части ствола ели с большим корнем, отходящим под прямым углом. Из этого корня получается загнутая вверх и назад часть штевня — «коковка» очень характерный прием в северорусском судостроении, придающий судам колоритные «поморские» или «карельские» очертания. Форма носа лодки вообще являлась чем-то вроде «торговой марки», в каждой местности и на каждом озере она была своей и прочно сохранялась традицией. К настоящему времени лодка на Водлозере сильно эволюционировала, приобрела транцевую корму и способность глиссировать с подвесным мотором, однако форма носа сохранилась прежней, и по-прежнему лодка называется «водлозеркой».

Обшивка могла иметь от трех и более набоев с каждой стороны, в зависимости от размера лодки; две сшитые в 1995–1999 гг. водлозерки были четырехнабойными. Доски («тёс») в ходе реконструкции тесались топором; для этого выбирались прямослойные сосны и кололись вдоль клиньями. Практически расколоть сосновое бревно удается только пополам, но если ствол имеет длину 12–15 м, то его можно использовать «на два подстава» (длина лодки и соответственно тесин примерно 6 м) — так что на четырехнабойную лодку достаточно двух хороших сосен.

В качестве уплотнительного материала использовался белый сфагновый мох, он при высыхании уменьшается в несколько раз в объеме, а в пазах («лайнах») при намокании опять разбухает, закрывая течи. Тонкий слой мха, во-первых, прокладывают между набоями перед тем, как их сшивать, во-вторых, дополнительно конопатят лайны, когда лодка уже почти готова. Разумеется, лодка должна быть хорошо просмолена, и мох в лайнах пропитан смолой.

Для шпангоутов («опруг» построенные лодки имели их по 8 штук) в лесу нужно искать подходящие искривленные части деревьев — обычно, если молодая елка или сосенка была пригнута к земле снегом или упавшим деревом, то впоследствии, выпрямляясь, она приобретает дугообразный изгиб в нижней части. В носу лодки имеют клиновидные обводы, и туда подходят опруги из ствола с отходящим прямым корнем. К днищу опруги прикрепляются деревянными нагелями, а к набоям пришиваются корнями (хотя в разных районах традиции отличались, часто шпангоуты скреплялись нагелями также и с обшивкой). Для прочности верхние концы опруг стесывались на клин и плотно зажимались между планширным брусом (он носит название «бортовой опруги») и последним набоем.

Читайте также:  Лодочные моторы Сузуки 15 какой винт

Шить лодку

Бортовая опруга вытесывается из молодой гибкой елки диаметром 10–12 см и пришивается изнутри к последнему набою. Для уключин («гребей») на ней оставляются утолщения, сама уключина имеет крайне простую, но удобную конструкцию — в утолщении бортовой опруги сверлились напарьей (ручным буром) два отверстия, в одно продевалась петля из березовой вицы, и сквозь эту петлю продевалось весло. Во второе отверстие свободно вставлялся деревянный «палец», который и служил упором для весла. Лодки такого размера обычно имели 2 пары уключин и 2 сиденья для гребцов (все сиденья и полики на дне лодки назывались «мостцами»), а на корме, как правило, сидел рулевой со специальным рулевым веслом. Имелся также и парус со шпринтом («покосник», также «райно»), мачта вместе с парусом легко ставилась и убиралась, расположена она была в самом носу — там находились прочный «парусовой мостец» с отверстием для нее и выдолбленное в кокоре гнездо — степс.

Водлозерка предназначалась в первую очередь для рыбалки, короткий киль и округлые обводы обеспечивали маневренность на веслах и удобство при работе с мережами и сетями, а высоко поднятые нос и корма — хорошую мореходность при относительно небольших размерах. Зато под парусом она ходила неважно, сильно дрейфовала при боковом ветре, и для транспортировки грузов на Водлозере существовал другой тип лодок — он назывался «килевая лодка». По форме такая лодка была очень близка к кижанке; благодаря длинному и глубокому килю она ходила под парусом лучше.

Всего было сшито две водлозерки: в 1995 г. на самом Водлозере, в рамках культурно-исторической программы Национального парка «Водлозерский», и в 1999 г. в Швеции, для музея морской археологии в Фотевикене. Длина лодок составляла 5,6–5,8 м, ширина — 1,35–1,4 м, грузоподъемность — около 300–500 кг. Обе лодки показали себя вполне практичными и пригодными для рыбалки и других поездок, они эксплуатировались несколько навигаций и разваливаться пока не начали. В целом можно сказать, что шитые вицей лодки по своим эксплуатационным качествам почти не уступают современным деревянным лодкам на гвоздях, разве что они требуют более аккуратного обращения и регулярного ухода.

Интересно сравнить трудоемкость постройки такой лодки с постройкой современными методами, из готового теса, распиленного на пилораме, и с применением гвоздей. В последнем случае работа занимает около 30 рабочих дней, не менее месяца; на корнях, и с учетом вытесывания досок, получается вдвое дольше.

Заготовка леса и изготовление досок с помощью топора занимало около 2-х рабочих недель, т.е. составляло примерно четвертую часть всей работы — выглядит вполне приемлемо, несмотря на всю архаичность технологии, если теску досок топором из расколотых клиньями бревен вообще можно назвать «технологией». Собственно шитье, как видно, занимало тоже в общей сложности около двух недель, дело это довольно нудное и кропотливое.

Но если представить себе выплавку железа из болотной руды и ручную ковку гвоздей (по крайней мере 300 штук), то становится понятным, почему шитые суда просуществовали так долго. В свое время мастер на время шитья обычно привлекал еще подручного, который выполнял значительную часть простой рутинной работы, мог сверлить отверстия, выстрагивать клинышки, и дело шло намного быстрее и веселее. По рассказам, один мастер шил лодки вместе со своей женой; много ценной информации этнографам удалось записать со слов пожилых людей, которые в детстве помогали шить лодки мастерам именно в качестве таких подручных. Нужно еще добавить, что старые мастера занимались такой работой всю свою жизнь, с раннего детства, и каков бы ни был мой опыт, все равно по скорости и выносливости я, городской житель, буду всегда старым мастерам уступать. Вероятно, постройка подобной лодки в свое время занимала менее месяца.

Альманах «Соловецкое море». № 3. 2004 г.
Михаил Наймарк
Несколько проектов по реконструкции традиционных шитых судов Русского Севера

Источник: karel.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...