Изначально методика предназначалась для исследования особенностей аналитико-синтетической деятельности взрослых больных, их умения строить обобщения. Она представляет собой типичный образец моделирования процессов анализа и синтеза в мышлении. Следует отметить, что в том или ином варианте эта методика описана практически во всех пособиях по психологической диагностике и присутствует в арсенале практически всех специалистов.
Цель. Исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля.
Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об особенностях процессов обобщения и отвлечения, о способности (или, наоборот, неумении) выделять существенные признаки предметов или явлений. По своей направленности она схожа с методикой Предметная классификация, в некоторых методических пособиях эту методику даже называют упрощенным вариантом классификации предметов. Отличие методики Исключение предметов от предметной классификации, однако, состоит не только в том, что она в меньшей степени выявляет показатели работоспособности и устойчивости внимания и в большей мере предъявляет требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок, но и то, что она представляет собой более жестко и специфично структурированный материал для исследования процесса обобщения. Ее широко используют в практике психолого-педагогического исследования аналитико-синтетической деятельности детей, в частности, для целей дифференциальной диагностики. Существует два варианта методики исключения — предметный и словесный (в данном руководстве приводится под названием Исключение понятий).
Капиталка Volvo FM13. По чём запчасти и где их брать ?
Т. В. Егоровой (1973) был создан вариант методики, позволивший систематизировать задания по группам однородных понятий, а также оказывать строго дозированную трехуровневую помощь и затем проверять возможность переноса усвоенного принципа деятельности.
Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора. В отношении детей с нарушениями речи допустим ответ одним словом с поясняющими жестами, если это дает специалисту возможность понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей, которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, применение данного метода имеет ограниченное значение.
Возрастной диапазон использования.Данная модификация методики используется для детей с 3—3,5 до 13—14-летнего возраста.
Материал.Тестовый материал методики представляет набор изображений, где каждое задание представляет собой 4 изображения различных предметов, объединенных общей рамкой. Три предмета относятся к одной категории (могут быть объединены каким-либо общим для всех свойством или признаком), а четвертый отличается от остальных каким-либо существенным признаком, который не совпадает с «понятийным полем» трех других изображенных предметов. Наборы изображений были выстроены по степени сложности (рис 9.5).
Огромная Кукла из Сериала Игра в Кальмара в Реальной Жизни! #shorts #игравкальмара
В предлагаемом нами варианте комплект стимульного материала разбит на 5 серий (по 4 задания в каждой серии), где каждая серия предполагает сформированность определенного уровня понятийного развития. Новая серия заданий является более сложной по сравнению с предыдущей в отношении тех или иных существенных, смыслообразующих признаков, которые служат основой для вычленения «лишнего» понятия, развития уровня абстрагирования и т. п. Так, например, в одном из изображений четвертой серии необходимо абстрагироваться от понятия транспорт и вычленить наличие или отсутствие такой значимой детали, как мотор, движущий данный объект.
Для анализа выполнения каждого задания предполагается соотнесение каждого ответа ребенка с той или иной категорией ответов (см. ниже), характерных для определенного уровня сформированности мыслительных операций или конкретного когнитивного стиля.
Предлагаемая модификация анализа результатов предполагает использование представлений об уровне понятийного развития. Авторы выстроили задания в логике, соответствующей онтогенезу понятий у детей, и соответственно распределили тестовые изображения.
Преимуществом предложенной системы оценки является то, что каждый выбор ребенка, отнесенный к той или иной категории, позволяет как определить уровень понятийного развития в целом, так и выявить специфические особенности понятийного развития для детей старше 3-3,5-летнего возраста. Ниже дан перечень наборов изображений для каждой серии.
1. Желтый кружок; зеленый овал; красный треугольник (все одного размера); розовый круг большего размера.
2. Три различных треугольника разного цвета, синий квадрат.
3. Три различных цветка, кошка.
4. Слон, гусь, бабочка, ведро.
1. Сапог, ботинок, туфля, нога.
2. Птица, стол, молоток, очки.
3. Пароход, телега, машина, моряк.
4. Шкаф, кровать, комод, этажерка.
1. Курица, лебедь, сова, ястреб.
2. Расческа, зубная щетка, тюбик, водопроводный кран.
3. Пара коньков, футбольный мяч, лыжи, конькобежец.
4. Катушка с нитками, курительная трубка, ножницы, наперсток.
1. Катушка из-под ниток, пуговица, застежка, пряжка.
2. Зонт, фуражка, пистолет, барабан.
3. Самолет, пароход, машина, воздушный шар с гондолой.
4. Часы, очки, аптекарские весы, градусник.
1. Электрическая лампочки, керосиновая лампа, свеча в подсвечнике, солнце.
2. Балалайка, радиоприемник, телефон, письмо в конверте.
3. Различные по конфигурации наборы черных кружков (3,4, 5 кружков).
4. Различные фигуры из сплошных, сплошных и пунктирных, только пунктирных линий.
При анализе результатов выполнения методики мы выделяем следующие варианты объединений трех предметов по отношению к четвертому: К — объединение по конкретному признаку; КС — объединение по конкретно-ситуативному признаку; ф— объединение по функциональному признаку; П — объединение по понятийному (категорийному) признаку; Л — объединение по латентному признаку.
Конкретная категория (К)определяется выбором ребенком предмета (его изображения) в качестве лишнего с опорой на конкретные и в то же время существенные особенности (признаки), отличающие этот предмет от трех других. Например: «Кошка с усиками, а цветы без усиков» или «Кошка — пушистая, а это не пушистое». При отнесении признака к категории К должно быть учтено, что данный признак является существенным в любых случаях и не зависит от ситуации, в которой ребенок производит выделение предмета как лишнего.
К конкретно-ситуативной категории (КС)может быть отнесено объединение объектов на основе их ситуативной близости, когда ребенок вычленяет объект (предмет) как лишний, руководствуясь либо какой-то существенной особенностью предмета (группы из трех предметов), отличающей его от остальных, либо наличием некоторой ситуации, в которой данный признак приобретает важное для различения значение. Так, выделение птицы, потому что «у нее есть крылья, для того чтобы летать, а остальные не летают» может быть отнесено к категории КС. В то же время выделение в данном примере отличающего признака в ответе «есть крылья, а у других (предметов) нет крыльев» (без учета того, для чего эти крылья существуют) переводит ответ ребенка в разряд конкретной категории (К). Достаточно часто различить ответы конкретного и конкретно-ситуативного типа бывает трудно — порой единственным критерием разграничения является тщательное выяснение у ребенка причин того или иного выделения «лишнего» предмета.
К функциональной категории (Ф)ответ относят в том случае, когда в качестве обобщающего признака выступает какая-либо конкретная функция данного предмета (группы предметов), отличающая этот предмет от трех остальных. Примером может служить выделение птицы в уже разбираемом случае, «потому что она летает, а все остальное не летает». Важным отличием функциональной категории от конкретно-ситуативной является наличие в последней конкретных особенностей данного признака, к тому же связанных с данной ситуацией. Для того же примера выделение группы, у которой «есть крылья, чтобы летать, а у остального — нет», относит такой ответ скорее к категории конкретно-ситуативной (КС), чем функциональной (Ф), поскольку в ответе появляется признак выделения, связанный с конкретной ситуацией.
Понятийная категория (П)определяется в том случае, когда основным отличительным признаком, отличающим один предмет (или несколько предметов), является понятие, характеризующее определенный уровень развития обобщения. Определение «Это все обувь, а нога — часть тела» (другой вариант: «Все — обувь, а нога — это не обувь») можно считать понятийным (истинно категориальным).
Латентная категория ответа(Л) выступает тогда, когда смыслообразующим является какой-либо несущественный, второстепенный или случайный признак, который и становится основанием выделения «лишнего» предмета. Например, к латентной следует относить ответ: «У всего этого (ботинок, сапог, туфля) есть всякие приспособления для застегивания, а у ноги — нет» (вариант ответа — «. а у ноги — только пальцы»). Для изображений: очки, молоток, стол, птица — ответом латентной категории может считаться «У всех есть остренькое или похожее на клюв — пояснение авт.), а у стола нет».
Следует отметить, что объединение по несущественному (латентному) признаку (Л) может встречаться в любом возрасте. Но если до определенного возраста такую категорию ответов можно считать условно нормативной (см. Анализ результатов), то значительное увеличение количества ответов этой категории у детей более старшего возраста может свидетельствовать об определенных особенностях понятийного развития, когнитивного стиля. В то же время следует помнить, что подобные выводы должны быть подтверждены данными, полученными из других источников (результатов выполнения других аналогичных методик).
Процедура проведения и регистрации результатов
Инструкция дается на примере первого набора изображений предметов той серии, которая, по мнению специалиста, является (для ребенка данного возраста и варианта развития) доступной. Ребенку показывается первое задание из подходящей серии. Дается всем известная инструкция.
Инструкция 1А. «На каждом рисунке изображены четыре предмета. Три из них можно объединить между собой, можно назвать одним словом, а четвертый предмет к ним не подходит. Найди, какой ?»
В ситуации, когда ребенок не понимает такой инструкции, ему дается дополнительное разъяснение.
Инструкция 1Б. «Найди этот неподходящий предмет, объясни, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно одним словом назвать остальные три предмета ?»
Если ответ ребенка показывает, что он не понимает предлагаемого задания, специалист вместе с ним разбирает первую картинку данной серии, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет (вариант помощи). Далее предлагается вторая картинка этой же серии.
Особо тревожному и неуверенному в себе ребенку можно сказать, что не бывает неправильных ответов: как он считает, так и будет правильно, только надо будет объяснить, почему, как ему кажется, один предмет не подходит.
В регистрационном бланке отмечаются предмет, выбранный в качестве «лишнего», и объяснения ребенка, почему он «лишний», и далее записывается обобщающее слово, которое ребенок дает трем другим предметам данного изображения. В графе «Категория ответа» фиксируется вид категории, к которой можно отнести объяснения ребенка. В графу «Балл» заносится оценка, определяющая доступность выполнения данного задания для ребенка.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три.
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку.
Система поиска информации
Источник: megaobuchalka.ru
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Лекции и практикум по психологии
Патопсихология
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов — Исключение понятий, простые аналогии, метафоры и фразы
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов — Исключение понятий, простые аналогии, метафоры и фразы |
Лекции и практикум по психологии — Патопсихология |
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов |
Классификация предметов и Исключение предметов |
Исключение понятий, простые аналогии, метафоры и фразы |
Сравнение понятий. Ассоциативный эксперимент |
Все страницы |
Исключение понятий
Предназначена для исследования уровней процессов обобщения и отвлечения, способности выделения существенных признаков предметов или явлений.
Оборудование. Бланк, содержащий серии из 5 слов.
Инструкция. «В каждой строчке 5 слов. Четыре слова из пяти являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Найдите лишнее слово в каждой строчке и подчеркните его».
Протокол: Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. Записывается исключаемое понятие и объяснение пациента.
Интерпретация. См. «исключение предметов». Сложными задачами являются № 5, 6, 7, 10, 11, 12 .
Бланк к методике
Фамилия И.О.____________________________Дата ______________№отд__________
Клевер, колокольчик, незабудка, кошка
Секундомер, будильник, наст. часы, монета
Ботинок, валенок, туфель, нога
Стол, стул, кровать, чашка
Замок, дворец, изба, шалаш
Пряжка, крючок, пуговица, катушка
Катушка, трубка, ножницы, наперсток
Ножницы, бритва, нож, перо
Солнце, свеча, электролампа, керосиновая лампа
Карандаш, авторучка, ручка, тетрадь
Шкаф, кровать, этажерка, комод
Портфель, кошелек, чемодан, книга
Нотная тетрадь, картина, книга, туфля
Секундомер, очки, весы, термометр
Штопор, пила, топор, шуруп
Карандаш, мел, ручка, печатная машинка
Самолет, пароход, автомобиль, стратостат
Лампочка, клещи, лопата, карандаш
Зонт, галоши, галстук, накидка
Зонт, фуражка, барабан, пистолет
Слон, гусь, бабочка, ведро
Птица, молоток, очки, табуретка
Корабль, машина, телега, матрос
Лыжник, коньки, лыжи, мяч
Балалайка, письмо, радио, телефон
Яблоко, роза, книга, пальто
* Сложные пробы в задании
Простые аналогии
Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов.
Предназначена для исследования понимания испытуемым логических связей и отношений между понятиями, умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.
Оборудование. Бланк с задачами.
Инструкция. Дается в форме совместного решения первых 3–4 задач. «Вот посмотрите здесь написано два слова – сверху «обучение»», снизу «школа». Какая между ними связь? В школе обучают. А здесь справа, тоже сверху одно слово – «больница», а внизу пять слов на выбор.
Из них нужно выбрать и подчеркнуть только одно слово, которое также будет относиться к слову «больница», как «обучение» к «школе», т.е. что бы оно обозначало процесс, происходящий в больнице. Это будет… «лечение». Значит, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ), и затем установить такую же связь справа. Разберем еще пример…(2–3 примера)».
Протокол. Записывается номер задачи, ответ и объяснение испытуемого.
Интерпретация.
1. Если больной, имеющий 7 классов образования, не может усвоить задание, то это может свидетельствовать о затруднении интеллектуальных процессов.
2. Если при выполнении задания наблюдаются случайные ошибки, но больной без напоминания экспериментатора возвращается к правильному способу рассуждения, исправляет ошибки, то это может свидетельствовать о неустойчивости мышления, утомляемости больного скорее органического генеза.
3. Соскальзывание суждений на путь случайных, ненаправленных ассоциаций, не поддающееся коррекции, ошибки, как в трудных, так и в легких задачах свойственно больным шизофренией.
4. Расплывчатость мышления (при шизофрении) проявляется в связывании больными между собой слова одних задач со словами других задач.
5. Сложными считаются задачи № 10, 13, 14, 18, 19.
Источник: www.vashpsixolog.ru
ОДИН ИЗ 4-Х ПРЕДМЕТОВ ЛИШНИЙ (ТЕСТ НА ШИЗОФРЕНИЮ). ЛИЧНО Я НЕ УГАДАЛ МНОГОЕ.
http://www.yaplakal.com/forum7/topic1928766.html
Понравилось: 3 пользователям
Комментировать | обратиться по имени Пятница, 22 Марта 2019 г. 10:44 (ссылка)
Пятница, 22 Марта 2019 г. 17:54ссылка IVANNA_ALAYA, Люди говорят, очки. Ими ничего не меряют! Я тоже не угадал. Рыпка_Фишка 88 0 +1% —> обратиться по имени Пятница, 22 Марта 2019 г. 17:35 (ссылка) Сандыр-Мойдодыр, Источник: www.liveinternet.ru Зонт фуражка пистолет барабан что лишнее правильный ответ?Зубы мудрости, как правило, начинают резаться после восемнадцати лет. Медики определяют довольно большой отрезок возраста, когда могут прорезаться зубы мудрости: от 18 до 25 лет. Лично у меня первый зуб прорезался уже в восемнадцать, остальные с небольшими перерывами. Последний прорезался в 24 . Читать далее Что лучше квартира или дача?Спрашивает Елизавета Везде есть свои плюсы и минусы. На даче у вас рядом природа и свой сад с огородом, но и куча бытовых забот. В квартире намного меньше забот, но и часто шумные соседи. У нас например детская площадка за окном и даже в летние вечера окно невозможно открыть из-за того, что постоянно слышно крики . Читать далее Что такое цикорий?Спрашивает Елизавета Цикорий — это небольшое растение с синими, некрупными цветами, похожими на ромашку. Цикорий считается целебным растением, из него еще готовят порошок для напитка, заменяющего кофе. Довольно богат витаминами, необходимыми для человека. Для приготовления порошка используют корень растения, его сушат . Читать далее Что такое нестероиды?Спрашивает Елизавета Это медицинские препараты. Под их категорию попадают средства для снижения жара, противосполительные и обезбаливающие препараты. Что посмотреть из старого аниме?Спрашивает Елизавета Это зависит от ваших предпочтений. Я бы всем советовал бы ознакомится с такими произведения и как Берсерк первый-второй сезон, Гранц, Код Гиас, Самурай Икс воспоминания OVA, Евангилион, Клинок Ведьм, Клеймор, Принцесса Моноке, и прочими работами Хаяо Миядзаки, Крутой учитель Онидзука . Читать далее Что будет если ложиться спать в 3 часа ночи?Спрашивает Елизавета Конечно, это абсолютно неестественное и некаждодневное человеческое занятие — ложиться спать в три час ночи. И если это происходит очень редко, то ничего страшного с организмом человека не случится. Но если так будет продолжаться в течение длительного времени, и этот человек собирается так делать . Читать далее Источник: frambi.ru Зонт фуражка пистолет барабан что лишнее правильный ответ?Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус. Лучшие предложения
23 985 заявок |