Что такое пеленг лодка

КУР – курсовой угол радиостанции — угол, заключенный между продольной осью летательного аппарата и действительным направлением на радиостанцию. Отсчитывается от продольной оси ЛА до действительного направления на р/ст. от 0° до 360° по часовой стрелке.

ОРК – отсчет радиокомпаса – угол, заключенный между продольной осью ЛА и направлением, в котором установилась стрелка радиокомпаса. Отсчитывается от 0° до 360° по часовой стрелке.

ΔР – радиодевиация – угол, заключенный между измеренным и действительным направлением на р/ст. Радиодевиация возникает из-за того, что направление радиоволн, приходящих от радиостанции искажается в следствии вторичного излучения от металлической обшивки ЛА. Радиодевиация компенсируется (уменьшается) специальным радиокомпенсатором. Остаточная ошибка заносится в график и учитывается при расчете КУР.

ΔР = КУР – ОРК; КУР = ОРК + (±ΔР); ОРК = КУР — (±ΔР);

Пеленг. Юнфлот МГАВТ

ИПР – истинный пеленг радиостанции – это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и направлением на р/ст.

МПР – магнитный пеленг радиостанции – это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и направлением на р/ст.

ИПС – истинный пеленг самолета – это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана приводной радиостанции и направлением на самолет.

МПС – магнитный пеленг самолета – это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана приводной радиостанции и направлением на самолет. Все пеленги отсчитываются от 0° до 360° по часовой стрелке.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Мореходная прокладочная линейка

Полуавтоматическая линейка представляет собой совмещенные параллельную линейку и транспортир, разворачиваемый относительно линейки на величину общей поправки компаса. Для решения алгебраической задачи:

где Δ — общая поправка компаса, d — склонение компаса, δ — девиация компаса, использована схема механического суммирования углов. Применительно к описываемой линейке схема заключается в повороте движка относительно транспортира на величину склонения (первое слагаемое) и повороте транспортира вместе с движком относительно линейки на величину девиации, считываемой по движку (второе слагаемое). Результат суммирования считывается при этом с транспортира по углу его разворота относительно линейки.

Направления разворотов движка и транспортира выбраны так, чтобы разворот транспортира получался в сторону, противоположную общей поправке компаса, и обеспечивал известные равенства:

МППСС-72 Правило-7 Опасность столкновения. Пеленг. Можно ли определить его неизменность без приборов

где КК (КП) — компасный курс (пеленг), МК (МП) — магнитный курс (пеленг), ИК (ИП) — истинный курс (пеленг), причем ИК (ИП) проводился бы на карте, а КК (КП), МК (МП) или ИК (ИП) считывались бы с транспортира линейки.

Фотография прокладочной линейки

Информация об изображении
Фотография прокладочной линейки

Для удобства ведения прокладки на линейке помещена таблица девиации, выполненная в виде некоторой замкнутой криволинейной фигуры, вырезанной из бумаги и наклеенной на транспортир. Принятая для линейки величина склонения от -20° до +20° обеспечивает возможность пользования линейкой практически во всех районах Земли, доступных для мореплавания, за исключением околополярных районов, где склонение, как известно, может достигать и больших величин. Принятая величина девиации от -7° до +7° обеспечивает пользование линейкой на судах с плохо уничтоженной девиацией. При девиации, не превышающей 2—3° (как это и должно быть на судне), масштаб кривой девиации может быть увеличен вдвое, что позволит увеличить точность снятия девиации с кривой.

Размеры транспортира (r=90 мм) взяты равными размерам транспортиров, обычно применяемых в судовождении. При этом линейная величина одного градуса основной шкалы транспортира около 1,5 мм, а одного градуса шкал поправок — не менее 1,1 мм, что вполне обеспечивает точность 0,2°, достаточную для практической навигации. Таким образом, точность работы с описываемой линейкой не меньше точности работы с обычным инструментом. Габаритные размеры линейки обычные (180X500).

Читайте также:  Вес лодки барк 260

Конструктивно описываемая прокладочная линейка представляет собой две линейки 1 и 2 из оргстекла, шарнирно соединенные тягами 3. На широкой верхней линейке расточено углубление для установки утопленного в нее транспортира н закреплена полая ось 4, на которую на втулке 9 посажен транспортир 5, поворачивающийся относительно линейки на углы до 27° 8 обе стороны от среднего положения. Транспортир, изготовленный из оргстекла, крепится на оси стопорной гайкой 6. В ось запрессована лупа 7 из оргстекла; на нижнем ее торце награвировано перекрестие 8, а верхний торец закруглен.

Эскиз устройства прокладочной линейки

Информация об изображении
Эскиз устройства прокладочной линейки

По окружности транспортира награвированы деления (через градус) н цифры 10 (через 10°). Под этой основной шкалой награвировано; слева — шкала склонений 11 (от 0° до ±20° через градус); 8 середине — шкала общих поправок компаса 12 (от 0° до ±27° через градус) и справа — круговая шкала компасных курсов 13 (от 0° до 360° через два градуса), внутрь которой вклеивается кривая девиации 14.

На втулку 9 посажен движок 15, поворачивающийся относительно транспортира и крепящийся стопорной гайкой 16. На движок нанесена риска 17, указывающая величину склонения; ниже ее награвирована шкала девиации 18 (от 0° до ±7° через градус).

Для отсчета девиации и общей поправки компаса на линейке жестко укреплены штырьки 19 и 20, на верхних торцах которых, расположенных заподлицо с соответствующими шкалами, награвированы риски; 8 транспортире и движке имеются радиальные пазы 21, через которые проходят указанные штырьки.

По круговой шкале компасных курсов 13, над кривой девиации 14 перемещается второй движок 22, посаженный на ось 23, закрепленную на транспортире в центре круга шкалы; этот движок крепится в необходимом положении стопорной гайкой 24. На его конце имеются риска 25 для установки на требуемый компасный (магнитный) курс; вдоль движка сделана узкая прорезь. Величина девиации снимается по шкале 26 на движке 22 до участка линии кривой девиации 14, видимого в прорези. Шкала девиации награвирована от 0° до ±7° через градус в обе стороны от середины движка в радиальном направлении.

Гравировка делений и цифр основных отсчетов транспортира выполнена черным цветом, а всех остальных шкал — красным. Транспортир линейки, в отличие от обычных прокладочных транспортиров, имеет градуировку, заходящую до 5° за 0° и 180°, что облегчает пользование им при углах, близких к 0° или 180° (аналогичная градуировка имеется, например, на логарифмических линейках — градуировка значений немного менее 1 и немного более 10). На транспортире имеются две ручки 27 для его разворотов.

На нижней узкой линейке 2 также фрезеруется углубление, в которое входит транспортир при развороте его относительно верхней линейки на большие величины поправок.

Порядок работы с линейкой довольно прост. Линейка кладется на карту; перекрестие 8 лупы, являющееся центром транспортира, совмещается с любым из меридианов; по транспортиру на том же меридиане считывается отсчет курса (пеленга). В случае необходимости линейка параллельно самой себе перемещается в любое место карты. Если при этом на шкалах поправок линейки выставлены нулевые поправки, то отсчет, снимаемый с транспортира, дает истинные направления (курс, пеленг). Если введено только склонение, а девиация установлена нулевой, считываются магнитные направления; если введены и склонение, и девиация, считываются компасные направления.

Прокладка с помощью линейки сводится к следующему. Линейкой соединяются две любые точки карты и проводится, как обычно, карандашом линия.

Затем линейка перемещается до совмещения перекрестия лупы с любым из меридианов, левый движок 15 устанавливается на величину склонения, соответствующую району и году плавания, и стопорится, а с транспортира считывается магнитный курс, соответствующий истинному курсу, уже проложенному на карте. Затем правый движок 22 устанавливается на этот курс, и с движка считывается девиация, транспортир вместе с движком 15 разворачивается до совмещения принятой девиации, отсчитываемой на левом движке 15, с неподвижной риской штырька 19 и стопорится.

Читайте также:  Расстояние воблера от лодки

Отсчет, снятый после Этого с транспортира, дает уже компасный курс. В случае необходимости девиация может быть уточнена повторной установкой правого движка КК, но уже не на магнитный, а на компасный курс; должна быть считана и введена а поворот транспортира новая уточненная девиация, снова считан компасный курс и так далее до тех пор, пока разница между предыдущим компасным курсом и последующим не станет пренебрежимо мала. Сама линейка все это время лежит на карте по-прежнему под углом истинного курса. Со шкалы 12 после указанного разворота считывается общая поправка компаса. Если теперь на судне, идущем данным компасным курсом, осуществляется пеленгование, то прокладка пеленгов производится линейкой без исправления румбов, так как а нее уже введены поправки, соответствующие этому курсу.

Положив линейку на карту и развернув ее под углом компасного пеленга (или обратного компасного пеленга, что безразлично) к меридиану, мы проводим на карте карандашом уже истинный прямой (или обратный) пеленг. Разумеется, при изменении курса судна или склонения на линейке должны быть установлены новые поправки.

Ввиду того что линейка «помнит» компасный курс и все поправки, при прокладке на карте можно ограничиться записью на линии курса только компасного курса и не писать общей поправки. Решение остальных задач прокладки с помощью линейки ясно и без пояснений. Даже после небольшой тренировки работа с ней значительно упрощает и ускоряет работу судоводителя.

Образец такой линейки изготовлен в механической мастерской Центрального яхт-клуба (г. Ленинград) и испытывался на яхте «Звезда» во время походов в Балтийском и Белом морях.

Источник: www.barque.ru

ЛитЛайф

Яхтинг: Полное руководство pic_187.jpg

Одна линия пеленга, нанесенная на карте от берегового объекта, указывает, что лодка находится где-то на этой линии, но неизвестно, где именно (рис.1). Точка, в которой линия пеленга пересекает курс лодки, – это то место, где навигатор хотел бы находиться (рис.2); но если судно отнесло к берегу или от него, единственная линия пеленга не поможет определить, насколько далеко.

Нужен пеленг другого берегового объекта, взятый в то же время, его линия пересечет линию первого и даст более точное положение яхты (рис.3). На практике большинство навигаторов используют три пеленга, чтобы уменьшить возможность ошибки (рис.4). Место пересечения трех пеленгов служит надежным указанием положения судна, его обводят кружочком (рис.5). Конечное положение будет похоже на треуголку, потому что судно движется.

Часто бывает трудно, а иногда невозможно подобрать три береговых объекта в одно и то же время. В самом деле, подбор даже двух подходящих объектов может быть проблемой, более того, вполне обычна ситуация, когда при движении вдали от берега виден только один пригодный для пеленга объект.

В этом случае для установления местоположения лодки применяется процедура, называемая счислимо-обсервованным определением местоположения. Хотя этот метод не гарантирует такую точность, как крюйс-пеленг, он все же дает довольно точное представление о том, как лодка движется и где она находится относительно курса. Счислимо- обсервованное определение местоположения включает использование лага и ручного компаса.

Счислимо-обсервованное определение местоположения

Яхтинг: Полное руководство pic_192.jpg

Закрыть Как отключить рекламу?

Яхтинг: Полное руководство pic_193.jpg

Яхтинг: Полное руководство pic_194.jpg

Яхтинг: Полное руководство pic_195.jpg

Яхтинг: Полное руководство pic_196.jpg

Яхтинг: Полное руководство pic_197.jpg

Яхтинг: Полное руководство pic_198.jpg

Сначала берется пеленг берегового объекта, когда он находится далеко впереди, и снимается показание лага. Пеленг наносится на карту (см. рис.). Место пересечения его с линией курса считается предполагаемым местоположением судна (рис.1). Это предположение несколько точнее, чем расчетное, поскольку лодка действительно находится где-то на линии пеленга, можно надеяться, что именно в точке пересечения его с линией курса.

Читайте также:  Рыбачья лодка какое прилагательное

Яхта продолжает двигаться по курсу, пока показания пеленга берегового объекта не увеличатся примерно на 30°, тогда берется второй пеленг и наносится на карту вместе с показанием лага (рис.2).

Пройденное расстояние по лагу измеряется вдоль линии курса от первого пеленга до некой точки, которую мы назовем X. Теперь первый пеленг переносится параллельно до точки X и отмечается на карте (рис.3-6). Точка, где перенесенный первый пеленг пересекает второй пеленг, является местоположением лодки, обводим ее кружочком (рис.7).

На курс яхты во время движения от первого пеленга ко второму могут влиять неизвестные факторы, поэтому процедуру нужно повторять, используя второй пеленг так же, как первый, то есть перемещая его вперед к третьему пеленгу, который нужно будет взять, когда показание пеленга берегового объекта изменится еще на 30°.

Процесс повторяется после прохождения следующих 30°, когда судно находится на траверзе объекта. Отметки местоположения, сделанные к этому моменту, покажут, как движется лодка относительно линии курса.

Счислимо-обсервованное местоположение между двумя объектами

Когда наблюдается мало подходящих береговых объектов или ночью, когда судно движется от маяка к маяку, серию отметок одного объекта можно продолжить, используя другой объект, находящийся впереди.

Когда первый объект начинает постепенно перемещаться в сторону кормы, можно взять пеленг следующего объекта, который находится впереди по курсу, линия последнего пеленга первого объекта перенесена вперед и отмечена точка пересечения его с линией первого пеленга второго объекта. Последовательность действий такая же, как при определении счислимо-обсервованной отметки одного объекта, поэтому местоположение лодки будет там, где линия первого пеленга пересекает линию второго. Обведите точку кружочком и запишите показание лага.

При наличии серии береговых объектов, удобно расположенных вдоль берега, отметки могут продолжаться сколь угодно долго, давая прекрасную возможность контролировать движение судна.

Другие методы счислимо-обсервованного определения местоположения

Яхтинг: Полное руководство pic_199.jpg

Метод двойного угла: так как используется только два пеленга, на одну отметку нельзя полагаться, поэтому, чтобы определить местоположение судна и его продвижение, выполняется серия отметок

Один из таких методов называется «двойной угол». Пеленг берется, когда объект находится впереди по курсу, снимается показание лага и измеряется относительный угол между пеленгом и линией курса. Значение этого пеленга переводится в истинное и наносится на карту. Судно движется своим курсом, пока относительный угол не удвоится, тогда берется другой пеленг и снимается показание лага.

При нанесении на карту получится равнобедренный треугольник, указывающий на то, что пройденное расстояние по лагу между пеленгами есть расстояние от лодки до объекта по второму пеленгу. Эту отметку можно повторить, когда относительный угол опять удвоится.

«Отметка пеленга четырьмя точками» выполняется схожим образом, но она включает только два пеленга; первый берется, когда объект находится под углом 45° к линии курса, а второй – на траверзе. Здесь опять выстраивается равнобедренный треугольник, в котором пройденное расстояние по лагу между двумя пеленгами равняется расстоянию от берега во время взятия второго пеленга. Поскольку второй пеленг есть пеленг на траверзе, это позволяет контролировать местоположение судна без компаса.

Яхтинг: Полное руководство pic_200.jpg

Пеленг четырех точек: между носом судна и миделем существует восемь точек компаса (90°), пеленг четырех точек составляет 45° к продольной линии лодки

Пеленг четырех точек и пеленг на траверзе можно определять на глаз с борта лодки (точнее, с какого-то места на борту, например от вант), как указатели пеленга четырех точек и траверза соответственно.

Определение местоположения по максимальному радиусу действия

Источник: litlife.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...