После успешных боевых действий в начале Второй мировой под командованием Вольфганга Люта подводная лодка U 9 была переквалифицирована в учебные. Вероятно, в этом качестве она и дотянула бы до окончания войны, если бы не нападение Германии на СССР. Для относительно небольшого Черноморского театра военных действий маленькая «двойка» была вполне подходящим оружием, и лодку вновь «призвали». Дальнейшая её судьба сложилась довольно неожиданно.
Начало Великой Отечественной войны ознаменовало новый виток в судьбе немецкой подлодки U 9. С нападением 22 июня 1941 года Германии на СССР немецкие ВМС получили ещё три морских театра военных действий, в том числе и на Чёрном море. Однако там изначально не имелось каких-либо немецких кораблей, за исключением нескольких речных тральщиков типа FR Дунайской флотилии, поэтому в первые месяцы войны против советского флота действовали только румынские ВМС, численность, подготовка и активность которых оставляли желать лучшего.
В Чёрном море 11 русских кораблей и 2 подлодки. Русские сами начали «контрнаступ?»
7 апреля U 9 принял под командование экс-командир U 24 капитан-лейтенант Клаус Петерсен (Klaus Petersen). 26 апреля после окончания ремонта он вывел лодку в 11-й по счёту боевой поход в Чёрное море в район между Туапсе и Новороссийском. Петерсен действовал очень активно и агрессивно – пожалуй, со времён Люта U 9 не ходила под началом такого напористого командира.
5 мая в районе Туапсе Петерсен расстрелял из зенитного 20-мм автомата и пулемёта MG 15 советскую рыболовную шхуну «Буревестник». Подлодка вела огонь до тех пор, пока парусник не начал дымиться и садиться кормой в воду. По «Буревестнику» было выпущено 420 снарядов из зенитки и 320 пуль из пулемёта, но шхуна в итоге не затонула, а была лишь повреждена. 7 мая Петерсен атаковал торпедой каботажное судно, но промахнулся.
Спустя четыре дня U 9 совершила удачную атаку. 11 мая в 16:32 во время нападения на советский конвой в районе Туапсе она выпустила самонаводящуюся торпеду и поразила сторожевой корабль «Шторм», которому взрывом оторвало корму. Командир сторожевика капитан-лейтенант В. А. Паевский и командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант П. И. Дурнов сумели организовать борьбу за выживание. Корабль остался на плаву, и базовый тральщик «Щит» отбуксировал его в Туапсе. 31 июля «Шторм» был переведён для восстановления в Поти, где простоял до окончания войны, а затем был восстановлен в плавдоке Севастопольского морского завода.
Черное море 2014 BLACK SEA
Неугомонный Петерсен продолжил свой поход в том же духе. В полдень 17 мая U 9, находясь у Геленджика, атаковала советский конвой, выпустив по входящему в него танкеру две торпеды, но промахнулась. 25 мая Петерсен снова совершил торпедную атаку в районе Туапсе, выпустив самонаводящуюся торпеду по сторожевому катеру.
Взрыв был услышан через 11 минут 30 секунд, но атака оказалась безрезультатной. Стоит отметить, что этот поход дался Петерсену нелегко, так как дизели лодки постоянно давали сбой. За сутки до последней атаки командир отправил в штаб флотилии радиограмму, запросив отход на базу из-за неисправности одного из дизелей. 28 мая U 9 пришла в Констанцу, завершив свой результативный поход на Чёрном море.
После возвращения на базу на лодку вновь вернулся поправившийся после ранения Хайнрих Клапдор, который 15 июля вывел лодку в последний поход, длившийся до 11 августа. За это время Клапдор действовал у побережья Кавказа, где совершил две неудачные торпедные атаки малых советских кораблей.
Конец истории
В августе 1944 года немецкая группировка кораблей на Чёрном море доживала последние дни. Во время налёта советских пикирующих бомбардировщиков Пе-2 ВВС Черноморского флота на Констанцу 20 августа 1944 года было потоплено и повреждено много кораблей и судов. U 9 в числе прочих получила прямое попадание бомбы и легла на грунт у пирса. Попытки немцев поднять лодку ни к чему не привели. Кроме неё, были серьёзно повреждены U 18 и U 24, которые спустя пять дней немцам пришлось затопить – было очевидно, что Констанца вот-вот будет занята советскими войсками.
22 октября 1944 года U 9 была поднята аварийно-спасательной службой советского Черноморского флота и отбуксирована в Николаев. 19 апреля 1945 года она была поставлена на восстановительный ремонт и зачислена в состав ВМФ СССР с присвоением обозначения ТС-16. 12 декабря 1946 года лодка была исключена из списков ввиду невозможности восстановления и сдана на разборку.
Так закончилась история второй лодки с номером U 9, которая несла на своей рубке Железный крест в память о заслугах её предшественницы из кайзеровского флота.
Стоит отметить, что в сравнении судеб обеих крестоносных лодок прослеживается много совпадений. Обе лодки максимально активно воевали в начале своей карьеры в Северном море под командованием таких талантливых командиров и подводных асов, как Отто Веддиген и Вольфганг Лют. Вторая часть карьеры обеих U 9 связана с боевыми действиями против России, где они особыми успехами не блистали, но каждая записала на свой счёт потопленные или повреждённые корабли под Андреевским или советским флагом. Обе лодки фактически уцелели до окончания боевых действий и попали в руки победителей, которые пустили их на слом. Возможно, в этом есть что-то символическое и для флота Германии, который дважды на протяжении полувека спускал свои флаги перед победителями.
Ещё одним интересным моментом в истории подлодки U 9 является судьба эмблемы, красовавшейся с обеих сторон её рубки, после окончания Великой Отечественной. Как писал в своей статье об истории U 9 немецкий историк Ганс-Йоахим Рёлль (Hans-Joachim Röll), немцы потеряли следы своей реликвии после разборки лодки на металл в 1946 году. Попытки обнаружить её следы были безуспешны, пока спустя полвека после гибели U 9 в Констанце немецкий исследователь Герд Эндерс (Gerd Enders), собиравший материал о действиях немецких лодок на Чёрном море для своей книги, не посетил музей Черноморского флота в Севастополе.
Там он увидел один из крестов U 9, демонстрировавшийся как музейный экспонат. Эндерс писал, что на кресте не было императорской короны кайзера и его монограммы «W», которые, по мнению Рёлля, могли быть удалены в советское время «по политическим причинам». Однако стоит заметить, что Эндерс ошибся: фотографии эмблемы U 9 из музея подтверждают исчезновение с креста только короны, буква «W» и цифры «1914» на нём сохранились.
Второй крест с рубки U 9, по мнению Рёлля, был утерян навсегда, но и здесь немецкий историк ошибается. Как удалось установить автору статьи, эта эмблема хранится в Военно-морском музее в Петербурге. После войны она была передана музею назначенным на бывшую U 9 командиром капитаном 3-го ранга А. И. Прокофьевым и доставлена в Ленинград из Севастополя сотрудником музея майором И. В. Рыжовым. Долгое время крест находился в запасниках и лишь не давно стал экспонатом зала №7, в котором представлена экспозиция по истории Балтфлота в Первой мировой войне. Любопытно, что, в отличие от креста в музее Севастополя, крест в Петербурге сохранился в первозданном виде, включая императорскую корону.
Так в музейных экспозициях в Петербурге, Севастополе и Альтенбрухе закончилась история двух немецких субмарин с крестами на рубках. В подводном флоте современной Германии подлодки под номером U 9 не существует…
Список литературы и источников:
- Корбетт Дж. Операции английского флота в Первую мировую войну – Мн.: «Харвест», 2003
- Шписс И. Шесть лет под водой – Л.: «Брокгауз-Ефрон», 1929
- Гайер А. Германские подводные лодки в войну 1914–1918 гг. – СПб.: «Цитадель», 1998
- Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг. – Издательский дом «Вече», 2011
- Михельсен А. Подводная война 1914–1918 гг. – М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1940
- Шеер Р. Германский флот в Первую мировую войну. Пер. с нем. – М.: АСТ, 2005
- Воуз. Д. Подводный ас. История Вольфганга Люта – М.: АСТ, 2001
- Дениц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне – М.: Воениздат, 1964
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
- Morgan D., Taylor B. U-BOAT ATTACK LOGS. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 by Seaforth Publishing, 2011
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler Sohn, 1997
- Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2001
- Rossler E. Geschichte des deutschen U-Bootbaues. Band I – Koblenz: Bernard und Graefe Verlag, 1986
- http://uboat.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.town.ural.ru
- http://www.rod-macdonald.co.uk
- http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de
- http://www.helderline.nl
- http://www.doverwarmemorialproject.org.uk
Источник: warspot.ru
19FortyFive: Россия запустила в Черное море “невероятно тихую” подводную лодку, которая может быть использована для ударов по военным объектам Украины
Россия запустила в Черное море невероятно тихую подводную лодку, которая может быть использована против украинских военных объектов. Так считает американский военный эксперт Питер Сучио.
Российские подводные лодки проекта 636.3 “Варшавянка” пользуются репутацией самых тихих подводных лодок в мире, и из-за этой способности военные НАТО прозвали их “черными дырами”.
По словам Питера Сучио, у российских военных есть как минимум одна такая подводная лодка в Черном море, оснащенная крылатыми ракетами “Калибр”, которая представляет угрозу для Украины.
“Подводная лодка “Ростов-на-Дону” вернулась в Черное море с российской военно-морской базы в Тартусе, Сирия”, – отмечают авторы американского издания.
Авторы 19FortyFive отмечают, что совершенно неясно, какую роль играет “Варшавянка” в специальной российской операции в Украине. Модифицированная подводная лодка проекта 636.3 “Варшавянка” относится к третьему поколению больших дизель-электрических подводных крейсеров. Эти подводные лодки, прозванные ВМС США “черными дырами”, предназначены для действий в мелких прибрежных водах для выполнения противолодочных задач, но также способны атаковать наземные цели.
Подводные лодки проекта 636.3 более боеспособны, чем их предшественники. Они обладают улучшенной акустической скрытностью, более совершенной электроникой и современным вооружением. Эти корабли были способны обнаружить противника на расстоянии в три-четыре раза большем, чем они могли увидеть самостоятельно.
“Российские подводные лодки также имеют безэховые покрытия – большие резиновые плитки с пузырьками, предназначенные для приглушения шума, издаваемого изнутри подводной лодки. Именно поэтому ВМС США называют эти субмарины “черными дырами”, что является данью их малозаметности”, – отметил эксперт.
Подводные лодки проекта 636.3 имеют длину 74 метра, водоизмещение более 3 900 тонн и могут погружаться на глубину до 300 метров благодаря прочному корпусу”. Считаясь одним из самых тихих подводных крейсеров в мире, “Вархавика” может развивать скорость до 20 узлов и имеет запас хода в море 45 суток. Каждая подводная лодка имеет шесть торпедных аппаратов, а экипаж состоит из пятидесяти двух подводников.
“Учитывая, что у Украины нет военно-морских сил, корабли класса “Варшавянка” не могут выполнять функции противолодочной обороны, но их можно использовать против наземных целей”, – утверждает Петр Сучио.
Источник: fin-journal.info
Исчезнувшая с радаров НАТО российская подлодка подает сигналы – СМИ
Подводная лодка Черноморского флота «Ростов-на-Дону», исчезнувшая с радаров кораблей НАТО в Средиземном море, находится на связи и передает информацию, сообщает РИА Новости.
Отмечается, что противолодочные силы НАТО уже неделю безуспешно ищут «Ростов-на-Дону». В то же время российское командование не теряет связь с подлодкой.
Как сообщает источник агентства, НАТО имеет большие возможности в Средиземноморье, но уровень скрытности российской субмарины превзошел ожидания.
«Они задействовали большие силы для поиска российской подлодки, но безрезультатно. Значит, в условиях боевых действий они находятся на прицеле, что их очень раздражает», – сказал он.
Накануне некоторые СМИ сообщали, что группа кораблей НАТО после контакта начала искать российскую подлодку. Отмечалось, что несколько дней назад она исчезла с экранов систем управления и контроля кораблей НАТО, что вызвало озабоченность у ВМС США. Особенно это связано со способностью российской подводной лодки собирать конфиденциальную информацию.
Командующий ЧФ вице-адмирал Игорь Осипов заявил, что все шесть подлодок флота находятся в море на боевом дежурстве.
- В Швеции признали преимущество России в случае войны с НАТО
- Болгария отказалась от учений НАТО в Черном море
Ещё больше новостей — в телеграм-канале Москва 24 Подписывайтесь!
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации как экстремистская.
Источник: www.m24.ru