Порядок аренды земель сельскохозяйственного назначения. Условия и стоимость
Аренда земель под сельскохозяйственные нужды является выгодным вариантом ведения хозяйственной деятельности для многих организаций и частных лиц. Порядок предоставления земель в аренду регламентирован Земельным Кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.
Что такое земельный участок сельскохозяйственного назначения?
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения определены статьей 77 Земельного Кодекса РФ. Согласно этой статье земли сельхозназначения – это земли, находящиеся за пределами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства.
В состав сельскохозяйственных земель входят:
- сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, сады, виноградники и т.д.);
- земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от внешнего негативного воздействия;
- водные объекты, в том числе пруды, образованные водонапорные сооружения на водотоках и используемые для целей осуществления прудовой аквакультуры;
- здания, сооружения, которые используются для производства, хранения и первичной переработки продукции сельского хозяйства.
Любой из этих видов земельных участков может выступать в качестве объекта сделки и должен использоваться непосредственно в целях, для которых предназначен.
Аренда земельного участка без проведения торгов за копейки
О порядке заключения и расторжения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения читайте здесь.
Условия
Какие ЗУ подлежат сдаче под сельское хозяйство?
Под сельское хозяйство могут быть переданы земельные участки из земель сельхозназначения, которые прошли кадастровый учет, в том числе объекты, которые находятся в долевой собственности (ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Важно. Не все категории земель подлежат передаче в аренду. Так, не могут быть арендованы участки с расположенными на их территории парками и заповедниками, а также объектами государственной важности (военными объектами и участками ЗАТО).
Ведение деятельности
Сельхоз земли предназначены для ведения следующих видов деятельности:
- растениеводства;
- животноводства;
- фермерского хозяйства;
- производства с/х и смежной продукции;
- ведения личного подсобного хозяйства;
- организации СНТ и ДНТ.
Вид деятельности, которая будет вестись на арендованном участке, в обязательном порядке прописывается в договоре аренды. В случае нецелевого использования арендованной земли статьей 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.
Аренда земельного участка у государства. Как взять землю в аренду под ИЖС. Часть 1.
Сроки действия договора
Статьей 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены временные рамки, в которые должен укладываться срок действия заключенного договора:
- минимальный – 3 года;
- максимальный – 49 лет.
В случае если между сторонами подписан договор, в котором не указан срок действия аренды, то такой договор будет считаться бессрочным, но действующим в пределах законодательно допустимых временных рамок – то есть не превышает 49 лет, но и не менее 3 лет.
Договор может быть продлен по инициативе действующего арендатора, который обладает в этом вопросе приоритетным правом.
Справка. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен на срок менее 3 лет в случае, если целью его использования выступает выпас скота или сенокошение.
Сколько стоит пользование?
Плата за земельный участок, полученный в аренду у государства и у частного лица имеет существенные отличия. Государство при определении суммы платежа ориентируется на такие показатели, как местоположение, целевое назначение, городские планы на землю.
Частное лицо берет в расчет такие факторы как востребованность земли, находящиеся на ней коммуникации, личные интересы. Выделяют кадастровую, рыночную и нормативную арендную стоимость, каждая из которых рассчитывается по собственным правилам:
- Нормативная стоимость – устанавливается государством и органами местного самоуправления. Она рассчитывается исходя из целевого назначения земли и ее местоположения и не зависит от колебаний рынка и иных изменений.
- Кадастровая стоимость – при расчете учитываются данные о площади, границах и плане территории, коммуникации на участке, постройки, наличие инфраструктуры, рельеф местности, севооборот и характеристика почвы (о правилах расчета стоимости аренды ЗУ от кадастровой стоимости читайте здесь).
- Рыночная стоимость – за основу расчета берется кадастровая стоимость. На окончательную стоимость влияют спрос и предложение.
Сумма платежа, подлежащая уплате за использование земельного участка, рассчитывается самим арендодателем. Годовая арендная ставка зависит от ее кадастровой (рыночной) стоимости и, как правило, составляет 0,6-1,5% от нее.
О том, как рассчитать стоимость аренды земли, от чего зависит цена, читайте здесь.
В обязательном порядке в договоре аренды прописывается размер арендной платы и один из способов ее передачи:
- арендатор перечисляет арендную плату на конкретный расчетный счет в банке каждый месяц либо каждый квартал не позднее 15 числа первого квартального месяца;
- арендатор передает арендную плату наличными денежными средствами каждый месяц либо каждый квартал не позднее 15 числа первого квартального месяца.
За сельскохозяйственные земли, отданные в аренду на длительный срок, арендная плата может взиматься в виде:
- платежей;
- доли продукции, полученной в результате пользования землей;
- передачи в собственность какого-либа имущества;
- предоставления арендатором установленных услуг;
- затраченных средств на улучшение арендуемого участка.
Законодательством не установлен максимально допустимый размер арендной платы.
Как арендовать ЗУ?
У частного лица
Процедура оформления договора аренды земельного участка с частным лицом сравнительно проще, чем с государством или муниципалитетом. Это обусловлено тем, что стороны устанавливают большую часть условий самостоятельно.
Объектом аренды чаще всего выступает пай – то есть определенная доля земли, принадлежащая нескольким собственникам. В таком случае объект должен иметь строго определенные границы. Для этого собственник проводит межевание участка, в результате чего выделяет его конкретные пределы.
После этого пай ставится на кадастровый учет и может выступать в качестве полноценного объекта аренды. Найти подходящий участок для аренды можно с помощью нескольких способов:
- получить сведения о свободных землях путем обращения в местную администрацию;
- обратиться за выпиской о земле, находящейся в муниципальной собственности в МФЦ;
- выбрать участок из тех, что выставлены на торги;
- найти незанятую землю на публичной кадастровой карте Росреестра.
Земля сельскохозяйственного назначения предоставляется в аренду на основании обоснованного заявления через торги. Процедура получения земельного участка выглядит следующим образом:
- Заявитель подает заявление в письменной или электронной форме о предоставлении ему земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
- Заявитель оплачивает кадастровые работы и обращается с заявлением в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
- Не позднее двух недель с момента предоставления кадастрового паспорта объекта исполнительный орган принимает решение о передаче земельного участка сельхозназначения, который предоставляется в аренду на торгах (аукционах, конкурсах).
- По результатам проведенных торгов победитель получает право арендовать объект, выступавший предметом торга и заключить договор с арендодателем.
Сделка оформляется по общим правилам, согласно которым между сторонами заключается договор, регистрируемый в Росреестре. Арендатор получает право на использование предоставленного земельного участка в сроки и в целях, установленных договором аренды.
У государства или муниципалитета
Взять в аренду сельскохозяйственный земельный участок у государства или муниципалитета является наиболее выгодным вариантом, так как его цена всегда будет ниже рыночной. Также такая сделка отличается надежностью ввиду того, что исключает случаи «двойных» аренд и продаж.
Для аренды земли у государства или муниципалитета заявитель обращается в в исполнительный орган муниципального образования и подает заявление о предоставлении земельного участка для ведения сельского хозяйства.
Порядок аренды государственного земельного участка выглядит следующим образом:
- По плану местности, находящемуся в администрации, выбирается земля без построек и выясняется наличие права собственности на него.
- Если не подтвердилось наличие собственника, принимается решение о проведении открытых торгов.
- Организатор публикует извещение о проведении торгов с указанием характеристик участка. Торги проводятся при наличии нескольких претендентов на участок.
- Победитель торгов получает право на аренду.
- В случае, если претендент единственный, то он признается арендатором и получает все документы в кадастровой палате после оплаты госпошлины.
- Письменный договор об аренде земли у государства обязательно регистрируется в органе Росреестра по месту прописки.
Справка. Договор заключается в течение недели с момента принятия решения о выдаче земельного участка в аренду.
Возможна ли субаренда?
Субаренда земельного участка – это имущественная сделка, в процессе которой право пользования объектом сельхозназначения передается иному лицу (ст. 615 ГК РФ). В сделке принимает участие арендатор, наделяющий своими правами в отношении земли субарендатора.
Для осуществления процедуры необходимо согласие собственника объекта. Субаренда довольно распространена в хозяйственной практике и используется в целях получения прибыли благодаря разнице между выплатами субарендатора и отчислениями для владельца недвижимости.
Инициатором субаренды, как правило, выступает арендатор, повторно сдающий в аренду участок другому физическому или юридическому лицу (о том, как составить договор аренды земли между физическими лицами или с участием предпринимателей, читайте здесь). Для оформления субаренды необходимы следующие документы:
- договор аренды;
- документ, подтверждающий целевое назначение участка;
- свидетельство о регистрации права аренды;
- согласие собственника на сделку с субарендатором.
Договор субаренды заключается с учетом условий, ранее принятых в основном договоре аренды, и на срок, не превышающий срок действия основного договора.
Нюансы составления договора
Договор аренды в обязательном порядке должен отражать индивидуальные условия конкретной сделки, которые не противоречат законным интересам каждой из сторон. Договор аренды земли сельскохозяйственного назначения имеет некоторые нюансы. К примеру, соглашение об аренде не может менять тип разрешенного использования земельного участка.
Изменения такого характера признаются самовольными и подлежат привлечению к административной ответственности. Так, если участок был арендован под занятие животноводством, на нем не могут возводиться жилые постройки, даже если это право предусматривает договор.
Можно ли выкупить?
Сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства обладают правом на выкуп земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, без участия в торгах.
Для этого им достаточно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или аренды в течение полугода с момента регистрации прав собственности на участок. При этом стоимость такой земли не может превышать 15% кадастровой стоимости.
Заявление необходимо подавать не позднее окончания срока действия заключенного ранее договора. Преимущественным правом на выкуп земельных объектов с/х назначения обладают:
- Сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства, которые пользуются этими землями на постоянной основе или по праву пожизненно наследуемого владения.
- Муниципальные образования либо иные субъекты РФ, получающие участки бесплатно. В этом случае государство обязано выкупать земельные объекты по цене, установленной продавцом.
Аренда земельного участка – это идеальная возможность для предпринимателей заниматься хозяйственной деятельностью без необходимости приобретения объекта в собственность. Такой вид гражданско-правовых отношений достаточно распространен и регулируется Земельным Кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.
Источник: pravoved.online
Как арендовать водоем
Любителей рыбной ловли достаточно много, поэтому аренда водоема может стать выгодным бизнесом. Причем его можно арендовать как у государства, так и создать собственный искусственный водоем.
Но для этого придется оформлять аренду только на землю. Для обоих вариантов нужны денежные вложения. Вот только первый из них кажется более выгодным. Поэтому необходимо знать, как арендовать водоем и что для этого нужно.
Содержание скрыть
Выбор водоема для аренды
Водоемы бывают разные: пруды, озера, реки, водохранилища. Лучше арендовать пруд или озеро. Многое зависит от таких показателей водоема:
• Размер;
• Глубина;
• Удаленность от населенных пунктов.
При этом необходимо учитывать и то, насколько загрязненный водоем. Если его нужно чистить, то придется сделать определенные инвестиции. Чем он чище, тем меньше его нужно облагораживать.
Арендовать водоем выгодно по нескольким причинам. Во-первых, в нем можно будет разводить рыбу и поставлять ее в магазины, рестораны и другие пункты общественного питания. Такой товар очень востребован в любое время года. Но сначала нужно узнать, какую рыбу лучше разводить.
А во-вторых, можно иметь дополнительный доход за счет рыбаков. Но в этом случае для водоема нужно охрана, чтобы не проводился самовольный лов рыбы. Рыбаки должны знать, как можно ловить в арендованном водоеме и сколько это будет стоить.
Документальное оформление водоема
Чтобы оформить законную аренду водоема, необходимо обратиться с письменным заявлением в исполнительный орган поселкового совета. В заявлении надо попросить предоставить в аренду земельный участок, на котором расположен водоем. Закон запрещает арендовать только пруд или озеро. В своем заявлении следует указать, для каких именно целей будет использоваться водоем. Должно быть указано не только его местоположение, но и размер.
Примечательно, что приобрести любой водный объект в полную безраздельную собственность, вы никак не сможете – это запрещено законом.
Можно арендовать часть водоема, для того чтобы построить свой причал. Это выгодно в том случае, если на берегу большого озера организовать платную зону отдыха и развлечений. Или построить ресторан, туристическую базу, где отдыхающие могут взять напрокат лодку или катер. Но и в этом случае надо обращаться к собственнику водоема за разрешением.
Если водоем находится во владении государства, то срок аренды играет большую роль. Договор аренды на срок более 1 года должен регистрироваться в органах Росреестра.
Что учитывать при аренде водоема?
Необходимо помнить, что разведение рыбы — это все-таки сезонный бизнес. Также следует учитывать, что 2-3 года придется в этот бизнес вкладывать деньги, и только потом можно будет получать прибыль. Если к водоему плохая транспортная доступность, то придется сначала делать дорогу, чтобы рыбаки могли добираться без проблем. А это опять вложения денег. Не каждый бизнесмен на это согласиться, особенно если арендный договор будет составляться на короткий срок.
Если в водоеме планируется выращивание товарной рыбы, то рыбалка может быть запрещена. Чаще всего разводят карпа, толстолобика и белого амура. Есть такие хозяйства, которые арендуют водоемы только для выращивания малька. Здесь о рыбалке не может быть и речи. Что касается платной рыбалки, то и здесь не все так просто.
И дело даже не в доступности водоема. Для платной рыбалки необходимо подобрать трофейные экземпляры рыбы. В противном случае не получится иметь хорошую прибыль. Чем ценнее рыба, тем дороже будет обходиться ее улов.
Профессиональных рыбаков такой вариант больше устроит. Ведь для многих из них это серьезное хобби. Бизнесмен, который арендует водоем, может поставить правило: поймал — отпусти. Опытные рыбаки занимаются этим ради адреналина.
Арендатору водоема необходимо быть готовым к следующим проблемам:
• Во время дождливой весны может прорвать дамбу, и рыба пойдет в реку;
• В засушливую весну бывают проблемы с нерестом, поэтому прибыли почти никакой не будет;
• Местные жители могут насыпать гадость в воду, и рыба всплывет пузом кверху;
• Рыбаки могут пользоваться электроудочками, что принесет вред выращиваемой рыбе.
Поэтому еще до оформления договора об аренде водоема ко всему этому следует быть готовым.
Предлагаем практически пошаговую инструкцию:
Предлагаем практически пошаговую инструкцию:
· Выбираем озеро (или несколько – законодательством не запрещено арендовать несколько водоемов). Можно путешествуя по стране, а можно виртуально – полистав Перечень водоемов, которые сдаются в аренду (Республиканская комплексная схема размещения рыболовных угодий. Утверждается Советом Министров).
· Конкурс. Хозяин водоема – районный исполнительный комитет. Там и говорим о своем желании взять озеро в аренду – в форме заявления. Исполком объявляет конкурс, выставляет озеро на аукцион. Как правило, конкурс – это лишь условность. Но если на одно озеро претендует более одного арендатора, конкурс станет реальным. Тогда оцениваться будут проекты по использованию водоема.
Понятно, выиграет лучший.
· Определяем срок аренды. Чаще всего это 5 – 10 лет.
В госорганы вместе с выпиской из Росреестра предоставляются:
- Кадастровый план.
- План охраны водоема от загрязнений, мониторинга экологического состояния акватории (кстати, эти работы разрешено проводить специализированным организациям, которые за свои услуги берут от 100 тысяч рублей в год).
- Схема водопользования (расположение строений, объектов и т.д.).
Источник: prostayaferma.ru
Сколько охотничьих угодий передается в аренду частникам
В областной парламент продолжают поступать обращения граждан, которые протестуют против передачи доступных ранее охотничьих угодий в частные руки. Вызывает нарекания и порядок выдачи разрешений на охоту.
По мнению заместителя председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области Глеба Поповцева, в этом вопросе необходимо раз и навсегда навести порядок.
В нынешнем году сезон весенней охоты на боровую и водоплавающую дичь стартовал 16 апреля и продлится до 25 апреля. Охотиться можно на глухарей, тетеревов, селезней уток.
Но поклонники древней мужской забавы, вместо того чтобы смазывать ружья, готовить боеприпасы и проверять снаряжение, а потом ехать в любимые места и стоять на зорьке, занимаются тем, что составляют обращения в различные инстанции, в том числе в Законодательное собрание. Началось все еще в феврале, когда стало известно, что часть охотничьих угодий, которые раньше были открыты для всех, передают в аренду. По словам депутата Законодательного собрания Андрея Жирнова, тогда в Куйбышеве прошел митинг, в котором, несмотря на тридцатиградусный мороз, приняли участие около четырехсот охотников из Куйбышевского, Убинского и Доволенского районов. Они протестовали против того, что места, в которых они привыкли охотиться, отдают в частные руки.
На февральском заседании члены аграрного комитета Заксобрания уже обсуждали эту проблему. Тогда руководитель департамента охраны животного мира Новосибирской области Петр Гога заверил депутатов, что охотникам беспокоиться не о чем: в аренду сдают угодья, расположенные далеко от обжитых мест, на дальних северных территориях Куйбышевского района.
Поскольку там нет ни дорог, ни деревень, попасть туда весьма проблематично, разве что на вертолете или вездеходе, что по карману лишь достаточно состоятельным людям. А прочим останутся общедоступные угодья близ города Куйбышева. К тому же, по словам Петра Гоги, в соседнем Барабинском районе уже около двадцати лет вообще нет общедоступных охотничьих угодий. И ничего. Выслушав все аргументы, депутаты тем не менее решили создать при комитете по аграрной политике рабочую группу для рассмотрения вопросов охоты и охраны животного мира, чтобы она совместно с профильным департаментом выработала взаимоприемлемое решение.
Но наступил апрель, и все вернулось на круги своя. В Законодательное собрание поступили обращения из Северного и Здвинского районов. Кроме того, по словам депутата Глеба Поповцева, готовятся подобные обращения от охотников Доволенского и Карасукского районов. Жители сельских территорий беспокоятся, что их лишат любимого занятия.
Волнует их и другой вопрос — выдача разрешений на охоту. У всех еще свежи в памяти прошлогодние мытарства, когда жителям районов области, чтобы получить вожделенные разрешения, приходилось ехать в Новосибирск и отстаивать кошмарные очереди.
Кстати, нынче разрешения стали выдавать с 27 марта, и всего лишь за один день в пункте выдачи на улице Жуковского выписали около 260 таких документов. Их выдают и в районах. На государственных инспекторов в это время ложится колоссальная нагрузка. Но, по словам Петра Гоги, возможно, в будущем люди смогут получать разрешения на охоту через МФЦ.
Комментарий
Глеб Поповцев, заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области: — Перед новым охотничьим сезоном жители сельских районов области опасаются, смогут ли они поохотиться на землях, на которых живут. Еще в феврале массовая передача в аренду охотничьих угодий вызвала волнения среди охотников Куйбышевского, Убинского, Доволенского районов.
Были даже митинги. Мне кажется, их можно понять: мало того что они не имеют возможности ездить за путевками в Новосибирск, так теперь еще и фактически не могут охотиться на своей территории. Люди просят передать выдачу разрешений на охоту на места, в сельсоветы.
Месяц назад мы это обсуждали на рабочей группе вместе с областным департаментом охраны животного мира, но никаких предложений от департамента пока не поступило. Обсудив эту проблему на заседании комитета, мы приняли решение поручить рабочей группе рассмотреть обращения, поступившие от Совета депутатов Северного района и охотников Здвинского района. Причем участие в обсуждении должны принять специалисты прокуратуры и департамента по охране животного мира. Надо наконец решить этот больной вопрос. Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №16 от 19 апреля 2017 года
Источник: vn.ru
Как арендовать землю под сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных
Земля
Автор Ирина Юрист На чтение 5 мин Просмотров 15.4к. Опубликовано 11.05.2022
Рецензент: Елена Бондаренко, юрист Обновлено: 11.05.2022
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам в аренду для сенокошения и выпаса скота в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Такое положение содержится в п.5 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Значит ли это, что все граждане, имеющие в собственности сельскохозяйственных животных, вправе получить земельный участок в аренду для этих целей?
По закону, нельзя просто поехать в любую точку своего муниципалитета и накосить сена, или отправить животину на прогулку. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. То есть, граждане, желающие пользоваться сенокосными угодьями и пастбищами, обязан оформлять их в законном порядке.
Кто может получить землю
Заявителями (получателями) муниципальной услуги являются граждане или их полномочные представители в случае предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества в индивидуальном порядке.
На какой срок можно получить землю
З емельный Кодекс предусматривает возможность предоставления земельного участка гражданину в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, для ведения личного подсобного хозяйства (п. 19, ст. 39.6 ЗК РФ).
В этой же статье содержится норма о предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации с отсылкой к упоминаемому выше Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». (п. 12, ст.39.6 ЗК РФ). Данные положения ЗК РФ закрепляют возможность получения государственной или муниципальной земли с/х назначения в аренду без проведения торгов. Однако, для этих случаев предоставления не применим срок в 49 лет. Так, согласно ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду для сенокошения и выпаса скота ограничивается тремя годами.
На срок от 3 до 49 лет предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства (п. 11, ст. 39.8 ЗК), за исключением случая предоставления земли гражданам для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества. Здесь Земельный Кодекс, аналогично Закону об обороте, устанавливает ограничение по срокам в 3 года. Важно — при условии надлежащего использования арендованный земельный участок может быть выкуплен в собственность по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды. (ч.4, ст.10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Порядок получения земли в аренду
Согласно статьи 3914 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать;
2) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 3915 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной иди муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора аренды земельного участка. В соответствии с пунктом 4 статьи 3915 и пунктом 4 статьи 3917 Кодекса рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, о предоставлении земельных участков осуществляется в порядке их поступления
Информация о наличии земель сельскохозяйственного назначения, предлагаемых для предоставления гражданам на условиях аренды для выпаса скота и сенокошения публикуется органами местного самоуправления в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В целях совместного использования земельных участков для сенокошения и выпаса скота гражданами, являющимися владельцами скота и проживающими на определенной территории, целесообразно заключение указанными гражданами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в порядке, предусмотренном главой 55 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для заключения договора аренды и совместного использования земельного участка для сенокошения и выпаса скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах граждан — товарищей.
Договором простого товарищества устанавливается, что ведение дел от имени всех товарищей осуществляется одним из участников простого товарищества, который обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для сенокошения и выпаса скота.
Пользование общим имуществом товарищей (арендуемым земельным участком для сенокошения и выпаса скота) осуществляется по их общему согласию. Обязанности товарищей по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей (внесению арендной платы), определяются договором простого товарищества.
Для чего нужна регистрация земли?
Пока в базе данных, и на карте Росреестра земельный участок свободен, отказать в его предоставлении другим желающим, администрация района не имеет права, в результате сенокос, используемый много лет одним пользователем без оформления, может оказаться в других руках, такие случаи уже были. Кроме того, использование земельных участков без оформления — это еще и административная ответственность со штрафом.
Документом, дающим право на использование сенокосов, пастбищ, либо других участков, является зарегистрированный договор аренды земельного участка, свидетельство о праве собственности. Пропуск любого действия из алгоритма, представленного выше, влечет за собой неоформление или недооформление земли.
Источник: pravo-doma.ru
Особенности ведения охотничьего хозяйства в лесном фонде Российской Федерации
Принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 ноября 2006 года Лесной Кодекс [1] установил основные принципы лесного законодательства, в том числе, виды и порядок использования лесов для ведения охотничьего хозяйства. Согласно статье 36 Лесного кодекса, «лесные участки предоставляются для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков».
Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для ведения охотничьего хозяйства определяет лесохозяйственный регламент, который, согласно действующему законодательству, представляет собой совокупность правил, лесоводственных требований и нормативов, определяющих порядок деятельности государственного лесничества.
При этом в современном Российском законодательстве существует основополагающий документ, устанавливающий порядок ведения охотничьего хозяйства – Федеральный закон от 24.07.2009 года №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определяет охотничье хозяйство как «сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты»[6]. Арендаторы охотничьих угодий (охотпользователи) заключают с органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации охотхозяйственное соглашение, по которому им предоставляются в аренду земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Однако, данный закон оговаривает (статья 25 ч. 1), что предоставление в аренду таких участков осуществляется в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством. Лесной Кодекс РФ устанавливает (статья 36 ч. 2), что обязательным условием ведения охотничьего хозяйства на территории лесного фонда является еще и договор аренды лесного участка. Поскольку охота рассматривается федеральным законодательством не как лесопользование, а как бесплатно осуществляемое пребывание граждан в лесах (ст. 11 ч. 7 Лесного кодекса РФ) то, очевидно, что наличие или отсутствие у охотпользователя договора аренды лесного участка не является само по себе источником принципиально иного воздействия на лесной фонд. Однако отсутствие такого договора формально является нарушением действующего законодательства.
Таким образом, охотпользователи сталкиваются с необходимостью заключения договоров аренды лесных участков в случае, если в границах закрепленных за ними охотничьих угодий имеются земли лесного фонда. Лесной фонд Российской Федерации составляет 69% всех земель (вместе с внутренними водами), при этом 78,3% лесных земель располагаются в азиатской части и 21,7% — в европейской. Степень лесистости территории (которую определяют как отношение площади покрытых лесом земель к общей площади территории) составляет в среднем 45,3%, а в Европейской части варьирует от 35 до 78%. Это говорит о том, что подавляющее большинство арендаторов охотничьих угодий имеют на своих территориях лесные земли.
Договор аренды лесного участка подлежит обязательной государственной регистрации в установленном порядке (следует заметить, что охотхозяйственное соглашение не регистрируется). Аренда лесных участков влечет за собой выполнение охотпользователями ряда обязательств, предусмотренных лесным законодательством.
В обязанности арендатора лесного участка входит в том числе и разработка проекта освоения лесов, который, в свою очередь, проходит процедуру государственной экологической экспертизы и только после этого может быть реализован на практике. Требования к содержанию проекта освоения лесов установлены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 года №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». В нем, в частности, содержатся сведения о мероприятиях по охране объектов животного мира, а также основные параметры и нормативы использования лесов для ведения охотничьего хозяйства. Невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Одним из обязательств охотпользователя, заключившего охотхозяйственное соглашение, является также проведение внутрихозяйственного охотоустройства и утверждение схемы использования и охраны охотничьего угодья [4]. Проект охотоустройства является основой рационального использования охотничьих ресурсов на закрепленной территории, и определяет комплекс биотехнических, охранных и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на плановое вовлечению в хозяйственный оборот запасов охотничьей фауны в границах охотничьих угодий [2]. Действие охотоустроительного проекта распространяется на всю площадь охотничьих угодий, которая включает не только лесной фонд, но и сельскохозяйственные, водные и иные категории земель. Действующим законодательством не установлено требований по проведению экологической экспертизы данного документа.
Таким образом, при ведении охотничьего хозяйства и эксплуатации запасов охотничьих животных в границах лесного фонда на закрепленной территории охотпользователь вынужден соблюдать условия и требования, установленные двумя разными документами – проектом освоения лесов, и одновременно, – проектом внутрихозяйственного охотоустройства (схемы использования и охраны охотничьих ресурсов). Учитывая, что границы охотничьих угодий и лесных участков, как правило, не совпадают, это становится практически неосуществимой задачей.
На практике нередко возникают сложные ситуации. Например, охотпользователь (ранее имевший долгосрочную лицензию) подает заявку в государственный орган исполнительной власти на заключение охотхозяйственного соглашения на территорию, в границах которой лесные участки уже предоставлены в аренду другой организации. Какое решение в таком случае должно принять государство? Скорее всего, с заявителем будет заключено охотхозяйственное соглашение, но отказано в заключении договора аренды лесных участков для нужд охотничьего хозяйства.
В то же время, органы государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации, выполняющие полномочия по охране животного мира, не считают обязательным для охотпользователей, уже заключивших охотхозяйственные соглашения, наличие договоров аренды лесных участков для нужд охотничьего хозяйства. В частности, в письме Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области №В-3861/15-0-1 от 25.12.2015 года, направленном в ответ на запрос в отношении Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета, сказано: «Комитет придерживается позиции обязательности заключения договоров лесной аренды при организации полувольного содержания охотничьих животных, создании объектов рекреации и т.п. Под иные объекты охотничьей инфраструктуры – солонцы, подкормочные площадки, которые нуждаются в периодическом изменении места размещения, оформление договоров аренды нецелесообразно». Такой подход, безусловно, является правильным с точки зрения здравого смысла, но недопустимым с точки зрения действующего законодательства.
Устранить возникающие противоречия возможно только детально проработав и изменив законодательство в сфере охотничьего хозяйства, для того чтобы охотпользователи, несущие на себе основное бремя по содержанию охотничьих угодий, могли строить свою работу на основе единой, четкой и понятной системы. В последнее время к этому наметились определенные тенденции, свидетельством чего, является внесенный в государственную думу Российской Федерации проект федерального закона №927257-6 от 12.11.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства». Данный законопроект предлагает исключить необходимость аренды охотпользователями лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением аренды лесных участков для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на основании охотхозяйственных соглашений. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, аренда лесных участков для целей ведения охотничьего хозяйства является несвойственным видом использования лесов»[5].
По определению известных российских охотоведов [3,7], охотничье хозяйство – отрасль комплексного природопользования, занятая эксплуатацией объектов животного мира – охотничьих птиц и зверей. Следовательно, под ведением охотничьего хозяйства нужно понимать, в первую очередь, осуществление комплекса мероприятий, направленных на охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов, а также их рациональное использование с целью получения продукции охоты и удовлетворения потребностей охотников-любителей в охоте. Именно охотник, олицетворяющий разнообразные подходы к использованию охотничьих ресурсов (промысловое, любительское, рекреационное) должен быть поставлен во главу угла отечественного охотничьего хозяйства.
Литература
- Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ.
- Мартынов Е.Н., Масайтис В.В., Гороховников А.В. Охотничье дело. Охотоведение и охотничье хозяйство: Учебное пособие. – СПб: Лань, 2014. — 464 с.
- Плакса С.А. Охотоведение. Учебное пособие. – Махачкала, 2007. — 134 с.
- Порядок организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.12.2010 № 559.
- Пояснительная записка к проекту федерального закона №927257-6 от 12.11.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства».
- Федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 №209-ФЗ.
- Харченко Н.Н. Охотоведение. Учебник. – М.: МГУЛ, 2002.- 370с.
Принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 ноября 2006 года Лесной Кодекс [1] установил основные принципы лесного законодательства, в том числе,…
- 0
- 14083
- Масайтис Велислав Викторович
- 0
Источник: ihunter.pro