Брюс Ли (Bruce Lee); детское имя — Ли Сяолун (кит. 李小龙, англ. Li Xiao Long, рус. Маленький Дракон), взрослое имя — Ли Чжэньфань (кит. 李振藩, англ. Lee Jun Fan). Родился 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско — умер 20 июля 1973 года в Гонконге.
Мастер китайских боевых искусств, гонконгский и американский киноактёр, режиссёр, сценарист, продюсер, постановщик боевых сцен и философ.
Сниматься в кино начал с детства, всего снялся в 36 фильмах.
Популяризовал восточные боевые искусства в западных странах во второй половине XX века. Стал широко известен в области боевых искусств и вызвал множество подражателей в кино и на телевидении. О жизни и творчестве Брюса Ли в мире было снято около 30 фильмов.
Родился 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско в год Дракона и в час Дракона по китайскому календарю (между 6 и 8 часами утра) во время американских гастролей его родителей — актёра-комика кантонской китайской оперы Ли Хой Чена и его жены Грейс Ли. Мать Грейс Ли имела евроазиатские корни (была наполовину немкой), отец был китайцем.
Брюс Ли против Клиффа Бута | Однажды в Голливуде (2019)
В кино начал сниматься с детства, в Гонконге: в возрасте 3 месяцев Брюс Ли снялся в своем первом фильме — «Золотой ворот девушки» (роль маленькой девочки-младенца), в возрасте 6 лет — «Зарождение человечества». Бытовало заблуждение, будто Брюс Ли никогда не снимался со своим отцом, но это неправда. В детстве и отрочестве Брюс Ли был довольно хилым, в кино в основном снимался в ролях «трудного» ребёнка или задиристого уличного сироты. Как и многие молодые люди, Брюс с детства интересовался боевыми искусствами, но серьёзно ими не занимался, а в школе особым усердием не отличался.
В 1954 году Брюс Ли начинает брать уроки танца ча-ча-ча, а через 4 года выигрывает чемпионат по танцу ча-ча-ча в Гонконге, исполняет главную роль в фильме «Сирота» и участвует в межшкольных соревнованиях по боксу (наносит поражение Гари Элмсу, три года удерживающему титул чемпиона). Тогда же он решил серьёзно заняться кунг-фу.
Его первый учитель кунг-фу вспоминал, что Брюс пришёл к нему и сказал: «Учитель, я знаю, что вы прекрасно владеете кунг-фу — а я лучше всех танцую ча-ча-ча. Так давайте обменяемся нашими знаниями: вы научите меня технике кунг-фу, а я научу вас танцевать ча-ча-ча». Брюс оказался очень талантлив, он буквально за 3 дня занятий освоил движения техники Тайцзицюань, базовое обучение которым обычно занимает недели. С той поры Брюс никогда надолго не оставлял занятия кунг-фу и постоянно тренировался.
Его основным стилем в кунг-фу потом стал стиль вин чун, который он изучал в Гонконге с 1956 года у мастера Ип Мана. Брюс Ли внёс значительный вклад в популяризацию данного стиля и принял участие в нескольких фильмах о нём (например, «Кулак ярости»). Этот стиль делает акцент на бой без оружия, хотя Ли овладел и оружием. Особенно хорошо ему удавалось обращение с нунчаку.
Позднее он также изучил дзюдо, джиу-джитсу и бокс. А затем Ли разработал свой стиль кунг-фу под названием джиткундо.
В 19 лет, чтобы подтвердить данное ему по праву рождения американское гражданство, Брюс Ли отправился в США, сначала в Сан-Франциско, затем в Сиэтл к Руби Чоу (знакомая его отца, которая содержала ресторан), которая взяла его на работу официантом. Там он изучал искусство, окончил Техническую школу Эдиссона, поступил в Вашингтонский университет на философский факультет, где и познакомился с будущей женой (с 1964) Линдой Ли Кэдвелл, которой тогда было 17 лет. Линда родила ему двоих детей: сына Брэндона (1965-1993) и дочь Шеннон (род. 1969).
Брюс начал сниматься в США в телесериалах, демонстрируя боевые искусства. Он стал популярен, у него начали появляться ученики, в числе которых были и многие известные люди, как например, знаменитый баскетболист, звезда НБА Карим Абдул-Джаббар (впоследствии Карим и Брюс поставили впечатляющую сцену боя в фильме «Игра смерти»).
Брюс открыл свою собственную школу боевых искусств, где начал преподавать джиткундо — его собственный стиль кунг-фу, который Брюс Ли разрабатывал и совершенствовал вплоть до самой смерти. Частные уроки Брюса Ли стоили порядка 275 долларов в час, что было весьма дорого и могло обеспечить финансовую независимость Ли на годы вперёд. Но главные роли в кино ему так и не доставались, что ужасно его огорчало. От разочарования в 1971 году Брюс Ли решил покинуть Соединённые Штаты и вернуться с семьёй в Гонконг.
В то время в Гонконге открылась новая киностудия «Golden Harvest» (впоследствии ставшая очень знаменитой). Брюс Ли уговорил директора студии Рэймонда Чоу дать ему главную роль в фильме «Большой босс» и разрешить самому осуществить постановку боевых сцен. Риск оправдался — фильм имел небывалый успех. Брюс Ли буквально перевернул представление о боевых искусствах в кино.
Его отточенные быстрые движения, натуралистичные боевые сцены и кровавые исходы пришлись по душе азиатским зрителям, а потом эта волна передалась и зрителям всего мира. Чоу доверил Ли снять ещё два фильма («Кулак ярости» и «Возвращение дракона»), на этот раз уже с солидными бюджетами. Фильмы имели ещё больший успех и сделали Ли суперзвездой.
Брюс Ли всё время тренировался. Он постоянно повышал свои навыки в кунг-фу, разрабатывал свой стиль джиткундо, старался привнести что-то новое в существовавшие техники боя.
Он также разработал собственную систему питания, уделял очень большое внимание общеатлетической подготовке и занятиям в тренажёрном зале. Он великолепно развил своё тело и опубликовал свои методики тренировок и упражнения, ставшие очень известными. Ли также подвергал себя огромным нагрузкам в экспериментальных целях, даже испытывал себя электрическим током.
В то же время Брюс Ли очень много времени уделял съёмкам, пытаясь довести каждое своё движение на экране до совершенства. Ли был амбициозным и очень требовательным к себе человеком. Но, несмотря на свой экранный образ, он был очень вежлив и обходителен в общении, очень уважительно относился к окружающим.
Рост Брюса Ли составлял 171 см. В некоторых источниках ошибочно указывается 168 см.
О нунчаках Брюс узнал от легендарного мастера карате Хидехико «Хиди» Отияи, с которым он познакомился в лос-анджелесском центре Христианской ассоциации молодёжи (Young Men’s Christian Association) в середине 1960-х годов.
Практически ни одна из компьютерных и видео- игр жанра файтинг не обходится без персонажа, прототипом которого послужил бы Брюс — Лю Кан из Mortal Kombat, Маршалл Лоу (Tekken 1-2, 4-6) и его сын Форест Лоу (Tekken 3 — Tekken Tag Tournament) из Tekken, Дракон из World Heroes, Фэй Лонг из Street Fighter, Чжэнь Ли из Dead or Alive, Макси из Soul Calibur и одноимённая игра, вышедшая эксклюзивно на Sony Ericsson Xperia PLAY, — Bruce Lee: Dragon Warrior (Брюс Ли: Воин Дракона), Lee Sin из League of Legends.
Арнольд Шварценеггер считает его телосложение эталоном полного отсутствия жира в организме.
Кадры с реальных похорон Ли были использованы в его последнем фильме «Игра смерти».
В 1993 году Брюс Ли получил звезду на аллее славы в Голливуде за вклад в развитие киноиндустрии. В том же году был снят биографический фильм о нём.
Любимыми цветами Брюса Ли были хризантемы.
Брюс Ли скоропостижно скончался в Гонконге 20 июля 1973 года, в период работы над фильмом «Игра смерти»: он (по одной из версий) принял таблетку от головной боли, содержащую аспирин и мепробамат, это привело к отёку мозга, что и показало вскрытие. Никакие анализы не были взяты, что ставит под сомнение то, что он умер от таблетки.
После его смерти начали распространяться слухи, что его убил другой мастер, однако они не нашли подтверждения. Похороны Брюса Ли превратились в общегородской траур. Друзья и тысячи поклонников шли отдать ему последние почести. Затем тело Брюса Ли было переправлено в Сиэтл, где с ним попрощалась семья и где он был похоронен.
К могиле Брюса Ли до сих пор ходят поклониться любители боевых искусств, прибывающие в Сиэтл. А его последний фильм был доснят спустя 5 лет при помощи дублёров и вызвал новую волну интереса к кунг-фу и восточным боевым искусствам.
Из книги жены Брюса, Линды:
«Брюс Ли. Мужчина, которого только я знала»: «Я слышала всевозможные фантастические теории, каждый спекулировал его смертью как мог; и чем больше вы анализировали эти домыслы, тем более и более они казались вам абсурдными. То предполагали, что Ран Ран Шоу убил его, то говорили о том, что Раймонд Чоу организовал его убийство.
Но правда была лишь в том, что китайцы потеряли своего великого героя и отказывались видеть его мёртвым; отказывались поверить тому, что их супергерой — само человеческое совершенство — скончался так же просто, как любой другой смертный. Устав от всего этого потока слухов и контрслухов, от разного рода сенсационных утверждений, я публично попросила жителей Гонконга оставить его душу в покое: „Единственная вещь, которая имеет значение, это то, что Брюс ушёл от вас и больше никогда не вернётся.
Но он будет жить в нашей памяти и в своих фильмах. Пожалуйста, помните его, его гений, его искусство, то колдовство, которое он обращал на каждого из нас… Я молю вас всех, пожалуйста, оставьте его в покое, не волнуйте его душу“. Но ни один из них, должна я с сожалением сказать, казалось, меня не слушал.
Я провела в Гонконге шесть недель, пока не закончилось следствие, пока не отправила мебель и т. п., и в октябре я была уже готова вернуться в Америку. Я прошла через тяжелейшие испытания, находясь в состоянии оцепенения. Я была рада тому, что снова возвращаюсь в Сиэтл, возвращаюсь к моим детям, возвращаюсь к жизни, но теперь уже к жизни без Брюса. В течение шести недель я находилась в окружении друзей и родственников Брюса, старавшихся облегчить мои страдания, насколько это было возможно. Я не чувствовала, что жизнь отнеслась ко мне несправедливо, я не считала, что жизнь была ко мне жестока, если она и была к кому-то жестока, так это, прежде всего, к Брюсу».
Достижения Брюса Ли:
Брюс Ли мог удерживать 34-килограммовую гирю на вытянутой вперёд руке в течение нескольких секунд.
Удары Брюса Ли были настолько быстрыми, что порой их не удавалось заснять обычной в то время технологией 24 кадра в секунду, поэтому некоторые сцены приходилось снимать 32-кадровым способом.
Брюс Ли мог держать ноги уголком в упоре на руках 30 минут и больше.
Брюс Ли мог подбрасывать в воздух зёрна риса и ловить их палочками для еды.
Брюс Ли мог пальцами пробить неоткрытую банку колы (в те времена банки изготавливались из стали и были гораздо толще, нежели современные алюминиевые).
Брюс Ли мог отжиматься на двух пальцах одной руки, а также подтягиваться, используя только мизинец для обхвата перекладины.
Ученики Брюса Ли:
Один из исполнителей роли агента 007 Джордж Лезенби.
Линда Ли Кадвелл, его будущая жена.
Карим Абдул-Джаббар, его друг, актёр (сыграл с Ли в фильме «Игра Смерти» его соперника) и известный баскетболист.
Джеймс Коберн, его друг и известный актёр
Чак Норрис.
Фильмография Брюса Ли:
1941 — Девушка Золотых ворот — Ребёнок
1946 — Рожденный человеком
1948 — Мечта о богатстве
1949 — Сэй Си в мечтах Ям Ли
1950 — Малыш Чунг
1951 — Ребёнок (/Мой сын А Чунг)
1951 — Раннее детство
1953 — Проводник света
1953 — Это отец виноват
1953 — Перед лицом разрушения
1953 — Материнские слезы
1953 — Бесчисленные дома
1955 — Любовь
1955 — Любовь (часть 2)
1955 — Трагедия сироты
1955 — Верная жена
1955 — Песня сироты
1955 — Мы обязаны этим нашим детям
1955 — Умные парни дурачатся
1956 — Слишком поздно для развода
1957 — Гроза
1957 — Дорогая девушка
1958 — Сирота А Сан
1966-1967 — Зелёный шершень — Като
1968 — Марлоу — эпизод
1971 — Большой босс — Чжэн Чаоань
1972 — Кулак ярости — Чэнь Чжэнь
1972 — Путь дракона — Тан Лунг
1973 — Выход дракона — Ли
1978 — Игра смерти — Билли Ло
1981 — Башня смерти — Билли Ло.
последнее обновление информации: 29.10.2022
Источник: stuki-druki.com
Тренировочная программа Брюса Ли
40 лет назад юные спортсмены черпали вдохновение в неподражаемой физической силе, скорости и гибкости Брюса Ли. С тех пор немногое изменилось. Доставайте тяжелую грушу и берите на вооружение тренировочные принципы великого мастера!
Открытость и гибкость – две характерные черты подхода Брюса Ли к физическому тренингу
«Впитывай полезное. Отсекай бесполезное». Эти легендарные слова часто приписывают Брюсу Ли, и хотя доподлинно неизвестно, действительно ли он их произнес, нет никаких сомнений, что этот принцип лежал в основе философии его боевого искусства. Легендарный и эклектичный стиль единоборства Джит Кун До, «Путь опережающего кулака», основан на проведении удара в момент начинающейся атаки соперника, когда любое внешнее воздействие замедляет оппонента и ведет к роковому исходу. Благодаря этому Брюс Ли был непредсказуемым, а его бои – зрелищными!
Открытость и гибкость – две характерные черты подхода Брюса Ли к физическому тренингу. Пока коллеги по цеху и их наставники тратили драгоценное время на пустые споры о традициях и тщетные поиски однобоких, ориентированных на технику и функциональную подготовку тренировочных систем, Ли впитывал то лучшее, что могли предложить различные школы. Он взял необходимое из боевых искусств, бодибилдинга и других стилей тренировок. Ли был верен своей штанге и своим гирям, но любил и круговую тренировку; ежедневно и с полной самоотдачей отрабатывал удары ногами и руками, но также бегал, ездил на велосипеде и прыгал со скакалкой.
Словом, он был всесторонне развитым спортсменом и обладал телом, которое Джо Вейдер описал как наиболее рельефное из всех, что ему когда-либо довелось видеть. Через 40 лет после трагической смерти Брюса людей продолжает вдохновлять его уникальный сплав скорости, силы и гибкости. Новые фото Брюса Ли без футболки и сегодня попадают на обложки журналов и становятся главной темой номера.
Разумеется, Ли никогда не тренировался только ради того, чтобы хорошо выглядеть. Главной целью было создание идеально функционирующего тела, а внешний вид был всего лишь побочным продуктом его тренировок. По словам Брюса, тренировки – это «искусство самовыражения человеческого тела». Мы расскажем, как он это делал, и как вы можете это повторить.
Тренируйся, чтобы драться
Ли принадлежал к спортивной элите: с конца 50-х годов он был наставником и бойцом, способным на невероятные проявления силы, такие как отжимания на двух пальцах и «дюймовый удар», отправляющий оппонентов в затяжной полет. Однако он пересмотрел все тренировочные методики после события, которое произошло в 1964. В том году Брюсу Ли был брошен вызов Вон Дже Мэном, представителем ортодоксального направления китайских боевых искусств. Если верить источникам, причиной разногласий была готовность Брюса Ли учить традиционным китайским единоборствам всех подряд – даже европейцев. Согласно этой версии событий, если бы Ли проиграл, ему пришлось бы закрыть свою процветающую школу боевых искусств.
Вскоре Брюс Ли одержал победу и сохранил за собой право учить кого угодно, чему угодно. Однако позже Ли признался, что хотя схватка продолжалась всего три минуты и закончилась тем, что он бегал за Мэном по павильону, бой занял гораздо больше времени, чем ожидалось, и потребовал больше усилий, чем рассчитывал Ли. Обозленный на самого себя Ли решил кардинально пересмотреть свою тренировочную программу и занялся поиском того, что его жена Линда называла «более изощренными и изматывающими тренировочными методами».
Усердно тренируйся, сильно бей
Любой разговор о тренировочных принципах Брюса Ли должен начинаться с его фирменного стиля боевого искусства. Освоение восточных единоборств Брюс начал под руководством великого мастера Ип Ман – патриарха школы Вин-Чунь (стиль Кунг-фу). Познав азы, Ли продолжил развиваться и со временем создал свой собственный стиль – Джит Кун До. В отличие от традиционных школ, Джит Кун До не привязан к каким-либо неизменным догматам. По словам Ли, это «стиль без стиля», свободный полет в единоборствах, который берет на вооружение все, что эффективно.
Но значит ли это, что Брюсу не нужно было тщательно отрабатывать свою технику? Напротив, он должен был держать в полной боевой готовности весь арсенал своих приемов, и потому он посвящал тренировкам львиную долю свободного времени. Вот типичный список ударов ногами и руками, которые отрабатывал Ли.
Удары по боксёрскому мешку
Удары руками: понедельник/среда/пятница
- Джеб – пневматическая груша, настенная подушка, груша и напольный мешок
- Кросс – настенная подушка, тяжелый боксерский мешок, груша и напольный мешок
- Хук – тяжелый боксерский мешок, настенная подушка, груша и напольный мешок
- Кросс сверху вниз – подушка, тяжелый боксерский мешок
- Серии – тяжелый боксерский мешок, груша и напольный мешок
- Скоростная тренировка с пневматической грушей на платформе
Удары ногами: вторник/четверг/суббота
- Боковой удар
- Боковой хук ногой
- Удар ногой в повороте
- Прямой и задний удар
- Удар пяткой
Ли часто говорил, что боксерский мешок нельзя бить автоматически, без эмоций. Представьте себе, что мешок – это ваш злейший враг, и врежьте ему от души. Также он акцентировал внимание на том, как важно оставаться неуязвимым во время атаки – даже на тренировках. Ли постоянно двигался, делал отвлекающие маневры, наносил ложные удары и отступал в сторону даже во время работы с боксерским мешком, имитируя тем самым реальную схватку. Он свято верил в то, что боец, который несерьезно относится к тренировкам, никогда не сможет применить свои умения в стрессовой ситуации.
Путь штанги
Еще до боя с Вон Дже Мэном Ли понимал, что ни одному бойцу не обойтись без должной силовой подготовки. Однако именно эта схватка, которая совпала с началом телевизионной и кинематографической деятельности, стала началом серьезных отношений Брюса Ли с тяжелым железом.
Флаг дракона
Ли начал с того, что целыми днями выполнял сгибания рук с обратным хватом, чтобы накачать мышцы предплечья. Ощутив сполна пользу силового тренинга, он перешел к всесторонним силовым тренировкам. На постоянной основе Брюс использовал две альтернативные тренировочные программы для развития потрясающей силы:
Чередуйте тренировки А и Б каждый вторник, четверг и субботу
Источник: dailyfit.ru
Брюс Ли против Чака Норриса. Как снималась главная драка мирового кинематографа
Боец ММА Петр Ян, которому 30 октября 2021 года предстоит драться за звание чемпиона UFC в легчайшем весе, считает Брюса Ли своим кумиром. «Плеймейкер» рассказывает о самом знаменитом бое с участием легендарного Брюса — против Чака Норриса в римском Колизее.
Знакомство
Чак Норрис вспоминал: они познакомились с Брюсом Ли в 1967 году в Нью-Йорке. Норрис только что одержал победу во всеамериканском чемпионате по каратэ. Он провел на татами одиннадцать часов, и все, что ему хотелось — «это принять горячий душ и рухнуть в кровать». Но тут его подошел поздравить Ли.
Норрис видел работу Брюса в сериале «Зеленый Шершень», где тот сыграл китайского телохранителя Като, а также ходил на его показательные выступления по кунг-фу в Лос-Анджелесе. Они разговорились: выяснилось, что в Нью-Йорке оба остановились в одном отеле.
«На обратном пути мы настолько увлеклись беседой, что не заметили, как оказались у номера Брюса. Я посмотрел на часы: без пятнадцати двенадцать. Но нам было так интересно, что мы побросали вещи прямо в холле и перешли к наглядной демонстрации своих представлений о технике и стратегии боя. Когда я в следующий раз взглянул на часы, было семь утра», — вспоминал Норрис.
Он добавлял, что после этого, уже в Лос-Анджелесе, они стали часто видеться и тренироваться вместе в саду за домом Ли. «У него там было все, что нужно: мук-джунг – деревянный тренажер с палками, похожими на конечности человека, макивары – приспособления из каратэ для отработки ударов и целый набор разных груш и подвесных снарядов», — говорил Норрис.
Бумажные тигры
Когда в 1970 году Брюс Ли решил вернуться из Лос-Анджелеса в Гонконг, это стало для всех неожиданностью. Ли уже был известен в Голливуде. Он водил дружбу с главными кинозвездами того времени: актеры Стив Маккуин и Джеймс Коберн были учениками в его частной школе единоборств. Они охотно рекомендовали Ли режиссерам, благодаря чему тот получал роли в сериалах и, кроме того, зарекомендовал себя как постановщик трюков. Однако Ли желал большего – получать главные роли.
«Я устал, что Голливуд всегда изображает китайцев по старым стереотипам. Это всегда какие-то чудаки с длинными косами, которые прыгают туда-сюда. Я хотел показать другого китайца – китайца-героя, сильного китайца, который не дает спуску врагам. Китайца, которому захочется подражать», — говорил Брюс Ли в интервью популярному телеведущему Пьеру Бертону.
Американская жена Брюса Линда Ли вспоминала, что китайская диаспора в Америке ревновала к успехам ее мужа. Кроме того, китайцы были обеспокоены тем, что тот открывает «тайное знание» кунг-фу белому человеку. В школу Брюса Ли – прямо в духе его первых фильмов – однажды принесли вызов на поединок от другого мастера единоборств.
«Брюс был в ярости. Он ворвался в школу этого человека и объявил, что готов драться прямо сейчас. «Какие правила? – спросили его. – В пах не бьем? В лицо не бьем?» «К черту правила! Нету никаких правил!», — закричал он и бросился в атаку», — вспоминала Линда Ли, которая в тот момент была на восьмом месяце беременности.
Впрочем, по ее словам, она совершенно не чувствовала беспокойства – и оказалась права: «Очень скоро драка превратилась в фарс. Соперник Брюса бросился бежать, тот нагнал его и повалил, продолжая дубасить. Напоследок он бросил фразу: «Все вы – бумажные тигры!»
Побить чемпиона
Чак Норрис говорил, что Брюс Ли неожиданно позвонил ему из Гонконга летом 1972 года: «Он сказал, что уже снял два фильма, и они произвели в Азии настоящий фуррор (речь о картинах «Большой босс» и «Кулак Ярости» 1971 и 1972 годов). Теперь он хотел, чтобы я снялся в его следующем фильме «Путь Дракона». «Я хочу снять сцену нашего поединка в римском Колизее, — сказал он. – Мы сами поставим хореографию боя и сделаем режиссуру. Это будет бомба, а не бой».
В то время Чак Норрис все еще владел поясом чемпиона мира по каратэ. Он спросил Брюса: «И кто победит в этой драке?» Ли ответил: «Конечно же я! Я звезда этого фильма». «Ты собираешься побить чемпиона мира?» — пошутил Чак. «Не просто побить! Я хочу уничтожить его!» — сказал Ли.
Родившийся в Оклахоме в 1940 году, по части кино Норрис был настоящей деревенщиной. Он обучился каратэ во время воинской службы на Окинаве, умел хорошо вырубать людей на татами, но в кадре стеснялся и мямлил. Его дебют в кино состоялся в 1967-м. С помощью Брюса Ли его тогда позвали снятья в эпизоде картины «Спасательная команда».
Норрис заявился на площадку с фингалом, полученным на соревнованиях – чем привел в ужас гримеров. В кадре ему нужно было сказать всего одну реплику. Но он произносил ее настолько плохо, что стоявший за софитами Брюс Ли (он работал постановщиком трюков) бледнел и грозил ему кулаком.
Чак вспомнил этот печальный опыт в разговоре о новом фильме. Ли успокоил его: «Слов почти не будет. Нужно будет только побольше корчить зверских гримас, а ты это умеешь».
Жирный, кошмарный
Персонажа Чака Норриса в фильме «Путь Дракона» звали Кольт. Снимать Чака Брюс Ли начал уже в аэропорту Рима. Он хотел, чтобы кадры с американцем, выходящим из самолета, попали в фильм. Кроме того, Ли настаивал, что Чак должен быть крупнее – так победа щуплого китайца над белым громилой-каратистом будет выглядеть эффектней.
«Я весил 73 кг, а он просил меня набрать еще как минимум девять. И я начал планомерно обжираться — за счет кинокомпании. Первые две недели мы вели себя как туристы: бродили по городу, смотрели достопримечательности. Все это время, я заглатывал как питон самую жирную пищу и приправлял ее килограммами мороженого. Когда я стал по-настоящему кошмарным, Брюс потащил меня в Колизей – пощупать «натуру», — вспоминал Норрис.
По словам жены Брюса Линды, китайская съемочная группа заполучила разрешение на съемках в Колизее без проблем – помогли связи гонконгского продюсера Раймонда Чоу. При этом, внутри Колизея снимали лишь часть 10-минутного боя, а крупные планы и фрагменты поединка доделывали в гонконгской студии.
Чак Норрис говорил, что съемки в Колизее заняли около трех дней. Хореографию боя репетировали заранее – в том числе в номерах римского отеля, где остановилась съемочная группа. «Брюс, хотя и не был профессиональным режиссером, но точно знал, чего хочет. Если ему казалось, что какой-то удар или движение выглядят в кадре недостаточно реалистично, мы повторяли все сцену заново, раз за разом», — уверял Норрис.
Жена Брюса Ли вспоминала: «Брюс записывал на бумаге каждое движение. Дуэль с Чаком Норрисом заняла двадцать страниц инструкций: хореография боя была продумана более тщательно, чем номер балетного танцора. Брюс придумал ее еще до вылета в Рим – в своем домашнем кабинете. Иногда он звал меня: «Эй, Линда, иди сюда, давай попробуем вот это» — и я играла за Чака».
Чак Норрис гордился, что это он научил Брюса Ли эффектным ударам ногами с разворота: «Как боец стиля «вин-чун», где правит минимализм, он поначалу не придавал большого значения высоким ударом. Но потом он понял, что они эффективны и зрелищны, и начал их отрабатывать – как только может отрабатывать их Брюс Ли: постоянно, в самых неподходящих местах. Кнопки «выключение» или «пауза» просто не существовало в его голове».
Сам Ли говорил позже, что во время кино-поединка ему приходилось замедляться: иначе камера просто не фиксировала его движения. С этой же целью – чтобы зритель мог лучше рассмотреть пластику героев – часть боя сняли методом замедленной съемки.
Уважение и смерть
Сцену поединка Брюса Ли против Чака Норриса часто называют величайшей дракой в истории кинематографа. «Я благодарен Брюсу. Он не превратил моего героя в законченного отморозка. Он проявил к нему уважение: после смерти моего героя, его герой набросил на моего кимоно и отдал ритуальный поклон», — рассказывал Чак Норрис.
Съемки «Пути Дракона» обошлись в 240 000 долларов и принесли только в азиатском прокате больше 5 000 000 – на тот момент это был абсолютный рекорд для кинематографа Гонконга. Чак Норрис называет общую сумму дохода от фильма, включая мировой прокат, продажу прав телевидению и продажу видеокассет, в 80 миллионов долларов. Увы, это был первый и последний раз, когда Ли и Норрис встретились на экране.
В июле 1973 года, когда «Путь Дракона» уже бил все рекорды, Брюс, оказавшийся проездом в Лос-Анджелесе, позвал Чака Норриса на обед. Они заказали любимое блюдо Ли – китайские пельмени «дим-сум». По словам, Норриса Ли выглядел оживленным. Он рассказывал, что после успеха «Пути Дракона» ему предлагают контракты с пустой строкой на месте гонорара – он может вписать сам любую сумму. «Подожди еще немного, и ты увидишь первую китайскую суперзведу!» — говорил Ли.
«Брюс вернулся в Гонконг, — писал Чак Норрис в своих мемуарах. — Спустя четыре дня, 20 июля 1973 года, мне позвонил друг и сказал, что он умер… Причина смерти: отек мозга, вызванный аллергической реакцией на лекарство».
Источник: playmaker24.ru