Андрей чохов что сделал

О жизни Чохова не сохранилось никаких прямых свидетельств, точно нельзя установить даже год его рождения. Обычно пользуются разнообразными документами, в основном связанными с профессиональной деятельностью мастера. По податным документам видно, что Чохов происходил из семьи небогатого смоленского торговца. Возможно, его отец был отставным солдатом, державшим в городе лавку. Впервые имя Андрея Чохова упоминается в записке дьяка, в которой он просит заплатить за обучение грамоте и счету нескольких подростков.

Затем подростки традиционно переходили в обучение к мастерам, у которых и приобретали навыки владения тем или иным ремеслом. Во второй половине XVI в. в Смоленске велось интенсивное строительство, возводились крепостные стены, отливались пушки и пищали. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Чохов оказался в учениках у литейного мастера.

Смоленск стал западным форпостом России, царь Иван IV стремился превратить его в неприступную твердыню. Реконструкцией Смоленского кремля руководил известный московский зодчий Федор Конь. Вместе с ним из Москвы приехали несколько мастеров литейного дела, к одному из них, немецкому литейщику Г. Ганусу, и попал в ученики А. Чохов.

КУРАЕВ: Гомосексуалы могут быть святыми | Иоанн Кронштадтский шокировал православных

Он помогал и другому мастеру — русскому литейщику Р. Белокопыту. Под руководством приезжих мастеров Чохов выполнил свою первую самостоятельную работу — отлил несколько пищалей для размещения их на стенах Смоленского кремля. Тогда же он получил свою первую награду — деньги и кусок материи.

После окончания работ в Смоленске Гануса и его учеников возвращают в Москву. Среди них был и Чохов. Прибывшие размещаются в общем доме для рабочих, построенном на Пушечном дворе. Во времена Ивана 1розного литейные мастерские располагались на обширном огороженном участке, находившемся на месте современной Пушечной улицы. Здесь и прошла вся оставшаяся жизнь Чохова.

С начала пятидесятых годов Россия готовилась к Ливонской войне со Швецией за право выхода к Балтийскому морю. Иван Грозный хорошо представлял себе будущего противника и стремился укрепить армию, прежде всего артиллерию.

На Пушечном дворе отливали множество различных орудий: пищали и пушки, которые сразу же поступали на вооружение армии, образуя так называемый артиллерийский наряд. Повседневная работа стала для Чохова школой литейного мастерства. Кроме отливки боевых орудий он выполняет и уникальные заказы. Мастера отливают пушки огромного размера, предназначенные не только для обороны Москвы, но и для устрашения приезжавших в русскую столицу иностранцев.

В сентябре 1554 г. Ганус и Чохов завершают отливку огромной пушки весом в 1200 пудов (19200 килограммов). Правда, по современным понятиям ее, вероятно, следует называть мортирой, предназначенной для разрушения крепостей. Исполинское орудие не отправили в армию, а поставили около Никольских ворот Кремля, напротив храма Покрова на рву. Через год около нее установили вторую подобную мортиру, также отлитую Чоховым.

На каждой из пушек мастер поставил собственное клеймо, написав «ученик Андрей Чохов». Вероятно, орудия стали последними большими работами, выполненными им вместе со своим учителем. В 1566 г. Ганус умер, и Чохов был назначен на его место. На трех пушках, отлитых осенью 1566 г., уже стоит надпись «мастер Андрей Чохов».

О запрете о. Андрея Кураева

Известно, что, став одним из руководителей Пушечного двора, Чохов провел его реконструкцию — добился строительства второй литейной печи и расширения территории для устройства еще одной литницы (выкопанной в земле ямы, в которую устанавливалась форма для отливки пушки).

В то время отливка орудия представляла собой сложный и многоступенчатый процесс. Она начиналась с изготовления деревянного макета будущего орудия, на поверхности макета мастер вырезал орнамент, который в будущем украшал ствол пушки. Затем деревянный макет обмазывали толстым слоем глины, в которую добавлялся навоз. Когда глина высыхала, дерево удаляли.

Полученную литейную форму размещали в специальной яме. В середину формы опускали сердечник — бревно, обмазанное глиной с навозом. Тогда начинался длительный процесс отливки. Поскольку чугун быстро остывал, орудие отливали в несколько этапов. Когда отливка остывала, ее поднимали из ямы, освобождали от глины и располагали на специальных козлах.

Теперь предстояла самая тяжелая часть работы. Поверхность орудия освобождали от дефектов, а внутренний канал ствола шлифовали, добиваясь ровной поверхности. Обычно литейный мастер руководил работой, которую выполняла группа подмастерьев и учеников. Таковым и был в начале своей карьеры Чохов.

Постепенно он приобрел необходимый опыт и стал руководить всеми операциями. Известно, что Чохов стремился усовершенствовать технологию литья. Возможно, поэтому незадолго до смерти Гануса он стал учеником колокольного мастера Луки. Известно, что вместе с ним Чохов отлил колокола, повешенные в 1561 г. на колокольне Спасского монастыря на Кубенском озере под Москвой. Однако он продолжал оставаться прежде всего пушечным мастером.

Вероятно, примерно в конце семидесятых годов Чохов женился, потому что как раз в это время он получил разрешение на строительство собственного дома на территории Пушечного двора.

После начала Ливонской войны Чохов отливает несколько пищалей для установки на стенах Смоленского кремля. В 1575 г. он изготавливает стенобитную пушку, украшенную изображением собачьей головы. Она была установлена в Белгородском кремле. В том же году мастер отливает одно из лучших своих орудий — пушку «Волк».

В ней он применяет оригинальную для того времени новинку — ствол, сужающийся к концу. Обычно мастера отливали пушки со стволом, расширявшимся в дульной части. Чохов же поступил по-другому, создав орудие принципиально иного типа. Подобная пушка позволяла вести стрельбу не только ядрами, но и картечью. При стрельбе мелкими снарядами уменьшался радиус разлета и одновременно повышалась точность попадания в цель.

По приказу Ивана IV «Волк» и несколько других крупных пушек отделили от основного войска и включили в состав «особого наряда» — отряда, оставшегося в Ливонии.

Во время боя под Венденом (современный латвийский город Цесис) русская артиллерия была захвачена шведами. Орудия настолько поразили шведского командующего, что он распорядился перевезти их в Вильно и выставить там для всеобщего обозрения.

Узнав о захвате пушек, Иван Грозный приказал в кратчайшие сроки отлить новые орудия. Зимой 1577 г. Чохов сделал пищаль с изображением единорога — «Инрог». Она весила почти 7,5 тонн и стала самой большой пушкой русской осадной артиллерии. Тогда же литейщик начал работать над новой пушкой «Волк». Осенью 1578 г. он отливает пушку, превышавшую по размерам своего предшественника.

Новое орудие освятили и сразу же увезли на арену боевых действий.

Изделие Чохова исправно служило в течение ряда лет, но в 1581 г. шведам удалось захватить его, оба орудия были установлены в Грипсгольмском замке. Их признали непревзойденными образцами литейного искусства. Известно, что шведы показывали пушки иностранным послам. В то время ни в одной стране не производили подобные изделия. При Петре I русские купцы выкупили орудия и привезли их в Россию.

Став одним из руководителей русских литейщиков, Чохов создает свое самое известное творение — богато украшенную мортиру, вошедшую в историю под названием «Царь-пушка». Среди других украшений на ней присутствовал и портрет царя Федора Ивановича. Работа над отливкой пушки продолжалась в течение двух лет, ее завершили летом 1586 г. Пушка весила 2400 пудов (38400 килограммов). По распоряжению царя ее перевезли на Красную площадь и поставили около Москворецкой переправы. Чтобы осуществить транспортировку, Чохов изготовил специальную повозку, в которую запрягли 200 лошадей.

В 1598 г. Царь-пушку перенесли в центр Красной площади и разместили на специальном помосте рядом с только что построенным Лобным местом. Там она простояла вплоть до конца XVII в. , а затем по распоряжению Петра I ее перевезли в Кремль «для памяти потомкам». Интересно, что лежащие сейчас около орудия ядра не предназначались для Царь-пушки и также служили для устрашения возможного неприятеля.

Применявшиеся в большинстве армий тяжеловесные орудия требовали большого количества времени для подготовки к стрельбе. Чтобы повысить скорострельность, мастера многих стран стали конструировать многоствольные системы. В русской армии были широко распространены «сорока» — пищали с сорока стволами.

Чохов решил увеличить число стволов и для этого разработал специальную систему для отливки, шедшей одновременно в двух печах. В 1588 г. мастеру удалось отлить сто стволов за одну плавку. Правда, подобное орудие оказалось скорее демонстрационным, чем боевым. Вероятно, Чохов создал его для отработки технологии литья.

Период с 1587 по 1605 год оказался самым плодотворным в деятельности Чохова. Вскоре мастер представил еще одну новинку — пищаль огненную — пушку, которая могла стрелять зажигательными и осветительными снарядами.

С конца восьмидесятых годов Чохов начинает заниматься отливкой колоколов. Первой крупной работой мастера стал колокол «Лебедь», отлитый для Троице-Сергиевой лавры весной 1594 г. Затем были отлиты два больших колокола для Московского Кремля, самым крупным из них считается «Иван-колокол», весивший 4000 пудов.

В то время Чохов работал с группой учеников, причем в списках награждений фамилия мастера упоминается среди прочих. Чохов постоянно следил, чтобы его ученики были на виду. Однажды он даже подал специальную челобитную, в которой просил отметить работу Прохора Федорова, своего ученика. «По небрежению» того не пожаловали вместе с остальными мастерами.

Хотя отливка колоколов считалась самым престижным из всех возможных заказов для литейщиков, Чохов продолжал считать себя пушечным мастером и даже подписывал изготовленные колокола «пушечный мастер Андрей Чохов».

Его последними крупными работами стали несколько стенобитных орудий, богато украшенных резьбой. Первое из них, названное «Ахиллес», Чохов отливает в середине 1617 г. Он изготовляет специальный чугунный лафет, также покрывая его орнаментом. Вслед за «Ахиллесом» Чохов вместе с учениками отливает третий экземпляр пушки «Волк» и еще более крупное орудие — «Кречет». По распоряжению царя Михаила Федоровича пушки были поставлены в Кремле.

Читайте также:  Когда начинается нерестовый запрет

Последний раз имя Чохова упоминается в документе на выдачу жалованья от 23 декабря 1629 года. В документах за 1630 год имя мастера не встречается.

Источник: biografiivsem.ru

Андрей чохов что сделал

Чохов Ондрей (Чехов Андрей) (ум. 1629) — выдающийся русский мастер-литейщик, специалист по отливке пушек и колоколов. В 1586 г. им была отлита «Царь-пушка» (Дробовик российский). Калибр ее — 890 мм, длина ствола 5,34 м, вес 2400 пудов (40 т). Орудия Чохова широко применялись русской армией не только в XVI—XVII вв., но даже в Северной войне 1700—1721 гг.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 564.

Чохов Андрей (родился в середине 16 века — умер около 1630 года) — русский литейщик. Работал в Москве в Пушечном приказе. Отливал пушки, пищали, мортиры и колокола. Первые датированные работы Чохова относятся к 1568 году, последние — к 1629 году. Наиболее выдающиеся работы Чохова – «Царь-пушка» (1586) и стоствольная пушка (1588). «Царь-пушка» имеет вес 40 тонн, длину 5,34 метра, калибр 890 мм; отличается пышностью и оригинальностью орнамента с изображением растений и животных.

Чохов отлил более 20 орудий, из которых сохранилось 12. Указом Петра I орудия Чохова были сохранены от переливки, как замечательные памятники русского литейного искусства, а захваченные шведами пищали Чохова были по его же указу выкуплены в 1723 году. В конце жизни Чохов отлил несколько колоколов. Оставил много учеников.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ — ТЯНЬ-ЯШТУХ.

1976.

Чохов (Чехов) Андрей — русский пушечный мастер последней четверти XVI — первой четверти XVII веков. Более 60 лет работал в Москве на пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжелых орудий, в том числе «Царь-пушку» (1586). Почти все его орудия имели имена: «Лисица» (1557), «Волк» (1576), «Инрог» (Единорог) (1577), «Лев» и «Аспид» (1590), «Царь Ахиллес» (1617) и др.

Орудия Чохова являются выдающимися достижениями артиллерийской техники. В соответствии с названиями они украшались барельефами, богатыми «травным» орнаментом и надписями. Его орудия отличались долговечностью: некоторые из них применялись даже в Северной войне (1700-1721). Кроме пушек мастер лил еще и колокола («Реут» в 2000 пудов, т.е. около 32 тонн, для колокольни «Иван Великий»). Обучил своему мастерству многочисленных учеников.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Чохов Андрей (между 1540-1545 — 1629) — литейщик. Ок. 1554 стал учеником известного мастера Кашпира Ганусова на Пушечном дворе в Москве. Впервые имя Чохова встречается в литых надписях на орудийных стволах 1570 («делал Кашпиров ученик Ондрей Чохов»). Впоследствии стал одним из самых знаменитых рус. мастеров меднолитейного дела, отлив свыше 20 пушек, несколько колоколов.

Среди известных изделий Чохова — «Царь-пушка» весом 2500 пудов (1586), колокол «Реут» весом 2000 пудов (1621 — 1622) для колокольни Ивана Великого. Имел многих учеников.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

ЧОХОВ Ондрей (Андрей Чехов) (ск. 1629), выдающийся русский мастер-литейщик, специалист по отливке пушек и колоколов. Был учеником мастера Кашпира Гнусова. Чохов отлил свыше 20 тяжелых пушек и мортир (орудий с коротким стволом для навесной стрельбы).

Каждому из отлитых орудий он давал название: “Лев”, “Лисица”, “Троил”, “Аспид”, “Скоропея”, “Волк”, “Царь Ахиллес”, “Инрог” (“Единорог”) и другие. В 1586 им была отлита знаменитая Царь-пушка (“Дробовик Российский”). Калибр ее — 890 мм, длина ствола — 5,34 м, средняя толщина ствола — 15 см, а толщина пороховой камеры — 40 см, вес орудия — 2400 пудов (40 тонн).

В XVI в. Царь-пушка не имела колес и лафета и находилась на Красной площади возле кремлевских ворот. Она была рассчитана на стрельбу каменным дробом, а не ядрами. В 1588 Чеховым была создана стоствольная пушка, которая стреляла ядрами величиной с гусиное яйцо. Пушки, отлитые Чеховым, были украшены орнаментами и горельефами. На них имеются авторские надписи.

Так, на Царь-пушке имеется изображение царя Федора Ивановича и надпись: “Слита бысть сия пушка в преименитом и царствующем граде Москве, лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов”. Орудия Чохова широко применялись русским войском не только в XVI-XVII вв., но даже в Северной войне 1700-21.

До нашего времени дошло 12 пушек, изготовленных Чоховым, которые хранятся в Московском Кремле, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, а также в Грипсхольмском замке в Швеции. Отливал Чохов и колокола. В 1621 им было отлито четыре колокола, а в 1622 перелит колокол “Реут” для колокольни Ивана Великого. Вес этого колокола около 2000 пудов (около 32 тонн).

В Москве на Пушечном дворе, где работал Чохов, существовала его школа, из которой вышли многие знаменитые литейщики.

О. М. Рапов

Чохов, Чехов Андрей (год рожд. неизвестен — умер в 1629), русский пушечный и колокольный мастер. Более 60 лет работал на Пушечном дворе в Москве. Создал большое кол-во тяжёлых бронзовых гладкоствольных орудий (известно более 20). Обычно каждому орудию Ч. давал назв., напр. «Лисица» (1575), «Волк» (1576), «Царь-пушка» (1586), «Перс» (1586), «Лев» (1590), «Царь Ахиллес» (1617) и др.

Орудия Ч. являлись выдающимися достижениями арт. техники. В соответствии с даваемыми названиями украшались горельефом, богатым «травным» орнаментом и надписью. Они отличались долговечностью, некоторые из них применялись в Северной войне 1700—21. Сохранилось 12 ор. Ч. Из них 7 находятся в Военно-ист, музее арт-и, инж. войск и войск связи (Ленинград), 3 — в Моск.

Кремле, 2 — в Швеции, куда они попали во время Ливонской войны. Ч. создавал также колокола, в т. ч. «Реут» (1621—22) массой 2000 пудов (ок. 32 т) для колокольни Ивана Великого в Моск. Кремле. Передал своё мастерство многим ученикам.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии.

Литература:

Рубцов H. H. История литейного производства в СССР. Изд. 2-е. Ч. 1. М., 1962;

Heмировский Е. Л. Новые материалы об Андрее Чохове.— «Труды Ин-та естествознания и техники», 1956, т. 13.

Немировский Е. Л.Андрей Чохов. М.,1982;

Портнов М.Э. Царь-пушка и Царь-колокол. М., 1990.

Источник: www.hrono.ru

Андрей Чохов — пушечных дел мастер

👁

1.9 K 15:17 — 1/Июл/18 Дед Сергеич (5 лет 9 месяцев)

Первый залп русских пушек прогремел со стен Кремля в 1382 году, а два столетия спустя русская артиллерия была уже самой грозной в Европе. Во второй половине XVI века посланник австрийского императора в Москве сообщал, что у московского царя имеется больше двух тысяч пушек и что «некоторые из этих орудий так велики и глубоки, что рослый человек в полном вооружении, стоя на дне орудия, не может достать его верхней части».
Самым выдающимся оружейником этого времени был пушечных дел мастер Андрей Чохов. В молодости он был учеником Кашпира Ганусова — немецкого мастера, работавшего при дворе Ивана Грозного. Среди учеников Ганусова лишь Андрей Чохов сумел выдвинуться из массы учеников своими талантами. В те времена ученичество длилось более 10 лет. С 1590 года Чохов занимает уже ведущее положение среди московских литейщиков и льёт пушки.

Свое самое знаменитое орудие Чохов отлил в царствование Федора Иоанновича, в 1586 году. Это прославленная Царь-пушка — 40-тонный гигант почти метрового калибра.

Для ее перемещения с Пушечного двора на Красную площадь потребовалось 200 лошадей. Правда, свое название Царь-пушка получила не за небывалые размеры, а за литое изображение царя Федора Иоанновича на своем стволе. Кстати, это еще и первый портретный барельеф в истории русского изобразительного искусства.

Надпись на стволе Царь-пушки гласит:
Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине.
Слита бысть сия пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов.

Царь-пушка. Фото 1904 г.

Известно, что Царь-пушка ни разу не стреляла. Однако это вполне боевое, а не декоративное орудие. Второе ее название было Дробовик, и предназначалась она для стрельбы каменной дробью, а не теми огромными ядрами, которые ныне находятся возле нее. Царь-пушка и сегодня готова к бою — хоть сейчас заряжай и пали. Только предварительно надо снять ее с лафета (иначе сорвет) и вкопать в грунт.

Литой орнамент на лафете Царь-пушки

В 1588 году Андрей Чохов еще раз подтвердил репутацию лучшего артиллерийского мастера своего времени, отлив 100-ствольную пушку, стрелявшую ядрами размером с гусиное яйцо. Ничего подобного не имела в то время ни одна страна в мире. Долгое время это орудие охраняло Москворецкие ворота Китай-города.

Свои высокие боевые качества русская артиллерия XVI века подтверждала не раз. Во время Ливонской войны трех ее залпов хватило, чтобы обрушить стены Полоцка, тогда еще польско-литовского. А во время нашествия крымской орды Кази-Гирея на Москву в 1591 году огонь русской артиллерии навел на татар такой страх, что они в панике бежали и больше уже никогда не появлялись под стенами первопрестольной.

В этих и многих других славных победах русского оружия немалая заслуга принадлежит и Андрею Чохову, отдавшему пушечному делу 60 лет своей жизни.

Умер Андрей Чохов в 1629 году.

Многие орудия, отлитые Андреем Чоховым сохранились до наших дней благодаря историческому указу Петра I, который положил начало собиранию и сохранению «достопамятных» орудий.

24-гривенковая (152-мм) осадная пищаль «Скоропея». Бронза, масса 3669 кг. 1590 г.

«Аспид» и деталь украшения. 1590 г.

Читайте также:  Как сделать кунай из дерева чертеж

30-пудовая осадная мортира, 1605 г.

Пищаль. 1629 г. Видимо, это последнее орудие А.Чохова

PS
Литью колоколов Чохов выучился, уже будучи знаменитым литейщиком пушек. В 1594 году он отлил для Троице-Сергиевой Лавры колокол «Лебедь» весом 625 пудов, а пятью годами позже тоже для Лавры отлил «Годуновский» колокол весом 1850 пудов (колокол был разбит в 1930 году).

hello_html_4f88b4a.jpg

«Лебедь»

В 1600 году для Московского Кремля Чохов отлил колокол весом 2450 пудов. Он погиб в одном из пожаров начала XVII века. Сейчас на постаменте в Кремле стоит колокол, отлитый Михаилом Моториным. Кроме этого колокола Андрей Чохов отлил для Московского Кремля еще несколько колоколов. Из них сохранилось три: небольшой колокол без названия (высотой 88 см), колокол «Глухой» (100 пудов), отлитые им совместно с Игнатием Максимовым в 1621 году.

и «Реут» (1200 пудов,) 1622 года.

Чоховский «автограф» на «Реуте»

«Реут» находится на Успенской звоннице, два других колокола Чохова — на Иване Великом.

Литьем колоколов Андрей Чохов стал заниматься в силу определенных обстоятельств. В 1590-х годах царь Борис Годунов (1598 — 1605) замыслил большое церковное строительство. Для новых храмов нужны были колокола. Но так получилось, что в это время на Пушечном Дворе не было опытного мастера кроме Чохова, поэтому ему и было поручено отливать большие колокола. Всего известны 10 его колоколов.

Одним из первых им был отлит колокол в мае 1589 года в «дом Покрова Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела повелением р.б. Лариона Мартемьянова сына» (в начале 20-го века он висел в Московском Кремле).

В 1594 году по заказу Бориса Годунова (тогда еще конюшенного) для Троице-Сергиева монастыря отливается благовестник «Лебедь» весом 625 пудов (10 тонн). Для того же монастыря в 1598 году льются колокола по заказу «чернеца Варсонуфея Екимова» и большой благовестник по заказу царя весом 1850 пудов (30 тонн), получивший в дальнейшем название «Годуновский».

В 1600 году для Успенского собора Московского Кремля по заказу Бориса Годунова отливается (по некоторым данным, перелит из колокола весом 2200 пудов, отлитого в 1550 году Кашпиром Ганусовым) самый большой колокол того времени весом 2450 пудов (40 тонн), получивший в летописях название «Успенский», «Царский» или «Царь-колокол». Это был поистене самый тяжелый колокол в Европе, но не во всем еще мире.

Подвешен он был на специальной деревянной звоннице на Соборной площади Московского Кремля, где он провисел до 1627 года. Из-за своего повреждения в том же году он был перелит под присмотром Андрея Чохова, которому было уже около 80 лет (возраст удивительный, т.к. средняя продолжительность жизни литца того времени была 40-50 лет).

Вес нового колокола был чуть больше предыдущего, диаметр — 3,5 метра, высота — 2,5 метра. После очистки он был установлен на Успенской (Петрока Малого) звоннице Московского Кремля, примыкающей к колокольне Ивана Великого. Раскачивали его язык 10 человек. Впоследствии этот колокол переливался в 1701, 1760 и 1819 годах с доведением его веса до 4000 пудов (65 тонн). В настоящее время он висит на той же Успенской звоннице.

Чохов не перестает лить колокола до самой старости. В 1621 году под его руководством мастером Игнатием Максимовым, сыном Шпилина, отливаются 4 колокола на колокольню Ивана Великого, один из которых весом 100 пудов под название «Глухой» висит там до сих пор.

Последний из известных нам чоховских колоколов изготовлен в 1622 году под названием «Реут» путем переливки старого 1000-пудового колокола, отлитого в 1550 году иностранным мастером Обракером. Его вес — 1200 пудов ( в некоторых источниках ошибочно указывается 2000 пудов), диаметр на срезе — 2,87 м, основной тон — Ре-бемоль малой октавы, его сосбенностью являются чрезмерно толстые стенки (видимо мастеру пришлось при указанном царем весе согласовывать его основной тон с Успенским колоколом, который был близок к нему по весу). «Реут» до сих пор висит в одном из пролетов Успенской звонницы Московского Кремля.

Надпись на его теле гласит:

«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО ГДРЯ ЦРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА ВСЕЯ РУСИИ САМОДЕРЖЦА И ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПО ПЛОЦКОМУ РОЖДЕНИЮ ОТЦА ЕГО ГОСУДАРЕВА И ПО ДУХОВНОМУ ЧИНУ ОТЦА И БОГОМОЛЬЦА ВЕЛИКОГО ГДНА СВЕТЕЙШАГО ПАТРИАРХА ФИЛАРЕТА НИКИТИЧА МОСКОВСКОВА И ВСЕЯ РУСИИ СЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ К СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ ПРЕЧИСТЫЯ БЦЕ И ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦА ПЕТРА И ИОНЫ ЛЕТА 7130 ДЕЛАЛ КОЛОКОЛ ПУШЕЧНОЙ ЛИТЕЦЪ АНДРЕЙ ЧОХОВ.»

Видимо старый мастер считал литье колоколов свое второй профессией, раз подписывался на них пушечным мастером. Название колоколу он дал, возможно, вспомнив на закате своих дней родные места детства. Впоследствии «Реут» называли также «Воскресным», «Полиелейным» или же «Голодарь», т.к. в него благовестили на первой неделе Великого поста.

У «Реута» была нелегкая судьба. В 1812 году, когда французы взорвали Кремлевскую звонницу, он упал на землю, но уцелел; отбились лишь уши, которые впоследствии были искусно восстановлены. В 1855 году колокол снова упал во время молебна в ознаменование восшествия на престол Александра II. «Реут» пробил три каменных и два деревянных свода, убил 10 человек, но сам опять уцелел (видимо спасали толстые стенки). Вскоре его водрузили на прежнее место. Последнее упоминание об Андрее Чохове в документах Пушкарского Приказа относится к 1629 году в связи с отливкой им сравнительно небольшой пищали.

Великолепные образцы великого мастера-литейщика (пищали, стрелявшие ядрами до 30 кг, пушки «Ахиллес» и «Троил», мортира «Самозванца», дробовик «Царь-пушка», огненная пищаль «Егуп», стоствольное орудие плюс самые большие колокола в Европе «Успенский» и «Реут») убедительно говорят о том, что Андрей Чохов был гениальным самородком из народа, выдающимся мастером -самоучкой, внесшим ощутимый вклад в развитие литейного дела в нашей стране на рубеже 16-17 веков.

Надо иметь ввиду, что в те времена литейный мастер должен был уметь делать все, что относилось к производству пушек и колоколов: проектировать (конструировать) свои изделия ( в том числе и украшения на них), готовить формы для заливки, производить плавку необходимого сплава и заливку изделий и, наконец, осуществлять окончательную обработку и лично их испытывать, отвечая своей жизнью за правильность своих расчетов. В своей долголетней работе Чохов успешно преодолел стереотип ремесленничества. Его изделия отличались не только большими размерами, но и смелым новаторством, великолепным оформлением и изящностью отделки.

Более 30 лет А. Чохов был техническим руководителем Пушечного Двора и числился в ведомостях по выдаче жалования первым.

В 1607-1621 годах вместе со своим заместителем, тоже замечательным мастером литейщиком Анисимом Михайловичем Радишевским (умер в 1630 году) он осотавил «Устав ратных, пушечных и других дел». После смерти этих двух корифеев единственная должность «пушечного и колокольного мастера», как технического руководителя Пушечного Двора, была упразднена. Отныне литейные работы производились равными между собой пушечными, колокольными и паникадильными мастерами-литейщиками, подчинявшимися непосредственно администрации Пушечного Двора. Это было вызвано тем, что на заводе к этому времени имелось достаточное количество квалифицированных мастеров-литейщиков, многие из которых были учениками Чохова.

В памяти сотоварищей великий мастер оставил хорошие воспоминания своими чисто человеческими качествами, желанием делиться своим мастерством. Благодаря опыту, переданному Андреем Чоховым своим многочисленным ученикам, стали возможны прославленные достижения русских литейщиков в 17-18 веках.

Источник: aftershock.news

История русской артиллерии. Царь-пушка Андрея Чохова

Войны

Автор Нурсат Галиев На чтение 8 мин Просмотров 28 Опубликовано 24 декабря, 2021

Артиллерия – ключевой элемент в достижении победы. Любую армию с хорошей артиллерией, при ее умелом использовании, можно считать победителем. Это подтверждают архивные данные, так во время Балканской войны считалось, что офицеры продвигали артиллерию вперед по линии атаки, оставляя пехоту следовать за ней, добиваясь всего остального.

Сколько лет русской артиллерии?

Это мистическое оружие очень поздно появилось в русской армии, но известно, что Российская Империя имела тяжелую артиллерию еще в XIV веке. Возникновение ее возможно произошло при иностранном вмешательстве. Согласно архивным данным, битва за Казань была успешной только после того, как Иван Грозный применил тяжелую артиллерию. Для управления и эксплуатации были привлечены иностранные военные инженеры, в основном итальянцы и немцы, зачисленные в российскую армию.

История русской артиллерии

В около 1480 году московскому князю Ивану III удалось остановить хана Ахмата из Золотой Орды с помощью тяжелой артиллерии. Командиром этого подразделения являлся Аристотель Фиораванти – итальянский инженер, которого многие считали гением. Также есть сведения, что Москву охранял Хан Тохамиш, используя артиллерию, в том числе огнестрельное.

Порох и пушки в России

Производство пороха в Российской Империи началось примерно в 14 веке, ранее его закупали.

Также рекомендуем

Танки Т-90 на Украине. 2022 год
С началом войны или специальной военной операции, как ее называет Российская Федерация, на Украине 24 февраля 2022 года и активизацией всей российской военной системы, мир ожидал увидеть невероятное…

К слову, хану удалось взять Москву отчасти потому, что русская система вооружения была не очень хорошей. У русских инженеров все еще не хватало знаний, поэтому цари импортировали оружие из более промышленно развитых стран. При этом в конце четырнадцатого — начале пятнадцатого веков эффективные пушки поставлялись из Польши и Германии. Еще в начале XV века русские крепости вооружались пушками.

Создание российских пушек

Имея такое оружие, многие инженеры пытались скопировать технику. Создание пушек – сложная задача, в то время как в Европе использовалась кованая бронза, русские решили сделать ставку на кованое железо. Первые попытки не увенчались успехом по той причине, что большинство моделей получались не герметичными.

К русскому двору был приглашен Аристотель, который учил инженеров делать более эффективный порох. Итальянец столкнулся с некоторыми проблемами, но, поскольку его зарплата была, вероятно, одной из самых высоких в империи, ему удалось привлечь других инженеров и производителей оружия, чтобы начать очень долгую и интересную историю российской артиллерии.

Читайте также:  Из какого металла делают ножи

Помимо создания оружия, человек тратил время на обучение использованию и транспортировке пушек. С 1479 года он командовал новгородской артиллерией. Говорили, что во время битвы пушки под командованием Аристотеля не отдыхали ни минуты, постоянно защищая крепость.

Также рекомендуем

«Стугна-П» – противотанковая управляемая ракета
Во время войн военная промышленность может обналичивать свои чеки и получать доходы, которых она ждала годами. Это вовсе не означает, что в остальное время военпром находятся в убытке….

В середине 16 века Российская Империя имела действующий арсенал, конструировала новые модели и развивала новые идеи. Было создано министерство пушек, чтобы в какой-то мере контролировать разработку оружия в Кремле.

Царь-пушки Андрея Чохова

Андрей Чохов оказался одним из лучших российских инженеров, который за свою карьеру успел разработать более 20 типов пушек, а также другую военную технику. Он остался известен в истории благодаря так называемым царь-пушкам, размеры которых не только не были скопированы, но и, вероятно, установили рекорд в категории «Пушки самого большого калибра».

В то время царь хотел, чтобы огромная царь-пушка не использовалась в битве, а была размещена перед дворцом, чтобы удивлять своих гостей. Творения Чохова стоят в кремле и по сей день. К сожалению, полный арсенал королевских пушек был сокращен, поскольку во времена Петра Великого была серьезная потребность в железе и бронзе для создания более качественной артиллерии для использования в Великой Северной войне.

Траншейная пушка

Его школе удалось воспитывать целые поколения мастеров. И хотя некоторые инженерные разработки сумели зарекомендовать себя и даже стать стандартом, другие не достигли такого успеха.

Также рекомендуем

Радиационная авария на заводе «Красное Сормово»
Взрыв Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году продемонстрировал отчаянные попытки СССР скрыть одну из самых страшных катастроф в истории человечества. Достаточно обратить внимание на…

Примером может служить окопная (траншейная) пушка, которую изобрели не русские, первоначальным автором был Фридрих Геткант – немец, служивший в польской дистрибуции. Рисуя идею своей пушки, он консультировался со студентами, такими как Ханс Тимсон.

Спустя несколько лет Ганс командовал полковником Боуменом в Москве, и именно там он поделился секретами Геттканта.

Русский наводчик Алексей Лобин позже решил проверить идею, выкопав огромную яму для установки пушки. После закапывания пушки, ее внутренность заполнялась порохом, а затем бомбами, камнями и другими тяжелыми материалами. Пушка использовала более длинный фитиль, который после детонации отсылал содержимое и разбрасывал его в воздухе, создавая неприятный дождь из камней. Общий вес одного заряда составлял от 16 до 32 кг.

История русской артиллерии

После определенного количества выстрелов такой пушке снова нужна калибровка, а также проверка самого сердечника, который мог быть поврежден. В то время как большинство современных артиллерийских орудий могут использовать различные методы для расчета цели, траншейное орудие требовало расчетов еще перед закапыванием. Вот почему одно из самых распространенных военных учений – это маскировка пушки и меткая стрельба.

Судя по воинской истории, эта техника широко использовалась только в период с 1674 по 1676 год при нападении на Соловецкий монастырь. Расположенный на небольшом острове, он не позволял перевозить туда большие бронзовые пушки, которые уже были на вооружении царской армии. Монастырь был защищали с помощью 6 траншейных пушек, нескольких ведер с гвоздями и камней. Что касается секретности и использования, то к концу 17 века инструкции по их работе были утеряны.

Деревянные ракеты

Еще одним секретным оружием, используемым российской армией, были деревянные ракеты, обнаруженные около 1674 года во время осады Чигирина.

Алексей Лобин писал, что их придумал неизвестный иностранный майор, находящийся на русской службе. Он создал деревянные конусы, похожие на ракету, но вложил снизу разное количество пороха. Из-за малого его количества, взрыва не происходило – ракеты длиной около 6 метров каждая, пролетали над крепостными стенами и устраивали пожары. Из-за наличия очень сильного въедливого дыма люди внутри крепостей не могли его вовремя потушить.

Сами ракеты не летели своей тягой, скорее всего, их забрасывали с помощью катапульты, создавая большие неприятности противнику. Некоторые секретные виды оружия опережали свое время, а другие относились к научной фантастике.

Артиллерия при осаде Казахстана

Во время осады Казахстана Иван Грозный прибыл с армией численностью около 150 тысяч человек. Крепостные стены были выполнены из дерева и камня, а их высота составляет более 9 метров. Покорение этой крепости требовало нестандартных решений, а у русского царя уже были артиллерия и время. Доставка 150 пушек из Москвы заняла около 3 месяцев и еще 7 дней на сборку.

После нескольких недель обстрелов стены все же выдержали тяжелые удары. Именно поэтому родилась следующая идея – создание артиллерийских вышек, подобных тем, которые использовались для прыжков через стены.

С помощью древесины из ближайшего леса, а также с небольшой помощью итальянских и немецких артиллерийских инженеров Ивану Грозному удалось создать одну из самых ранних версий танка. Поднявшись на высоту, они смогли обстреливать через стены. Иван Грозный расположил их на безопасном расстоянии метров на 6 от стен и так начал уничтожать врага. После доставки артиллерии вся осада длилась около 32 дней.

«Сорока» Андрея Чохова – прототип «Катюши»

Все новое – хорошо забытое старое. Легендарная русская Катюша может стать именно таким примером. Ее первоначальным создателем был Андрей Чохов — тот, кто создавал огромные пушки. Где-то в 1950-х годах он зарисовал так называемую Сороку. Оружие представляло собой несколько выстроенных в ряд винтовок, готовых к стрельбе одновременно.

Идея заключалась в том, что после тяжелой артиллерии, когда крепостные стены рухнут, это орудие будет размещено в проходах, чтобы встретить пехоту. В каждой крепости во времена первых Романовых такое оружие находили во всех ключевых точках Российской империи.

История русской артиллерии

В 1588 году Чохов создал Сороку примерно из 100 стволов, а ее общий вес составлял около 5283 килограмма. Логично, что речь не шла о легком вооружении, поэтому оно бетонировалось и использовалось для защиты.

Сорока стреляла чем-то совсем другого калибра, историки описывают ее как маленькую пушку, способную стрелять небольшими снарядами весом около 200 грамм каждая. Они были предназначены для возможных нападений крымских татар, но, поскольку они никогда не нападали, то, скорее всего, были переплавлены во время правления Петра Великого.

Иван III Васильевич. Объединение русских земель вокруг Москвы

Первая чеченская война. Причины, потери, итоги

Полтавское сражение 1709 года: участники, карта, итоги, значение

Царь Ашшурбанипал. Военные подвиги Ассирии, библиотека и дворец в Ниневии

Первый русский танк. Царь-танк Николая Лебеденко

Грюнвальдская битва, 1410

Источник: this-was.com

lsvsx

Гигантскую русскую пищаль «Инрог» отлил знаменитый мастер Андрей Чохов во времена Ивана Грозного. Да, тот же самый Андрей Чохов, который прославился созданием Царь-пушки. Но если Царь-пушка никогда не стреляла и никогда не покидала территорию Москвы, то у «Инрога» была куда более бурная судьба.

Огромную осадную пищаль Андрей Чохов отлил в 1577 году. Пусть вас не смущает слово «пищаль», в те времена так назывались на Руси не только ружья, но и артиллерийские орудия.

Выглядит она не только устрашающе, но и красиво. На стволе разные украшения. И название написано: «Инрог». В разных справочниках, правда, эта пищаль больше известна как «Единорог», что по большому счету одно и то же.

Весит это орудие 450 пудов, то есть больше семи тонн.

На этой картинке творение мастера Чохова покоится на лафете, но тот лафет, который вы видите, был на самом деле изготовлен намного позже — уже в девятнадцатом веке. Первоначальный до нас не дошел.

Известно, что для перевозки этого орудия вместе с волоком требовалось 74 лошадиные подводы. Его калибр составляет — 8,5 дюйма. По тем временам это было очень грозное орудие.

А самое важное, что оно реально использовалось в боевых действиях. Его доставили на фронт Ливонской войны в тот период, когда там наиболее успешно развивались действия русской армии. В результате ливонские города сдавались один за другим.

Летописи сообщают, что позже пищаль «Инрог» принимала участие в русско-шведской войне 1590 — 1595 гг. Орудие доставили под Нарву, после чего начали обстрел крепости. Конечно, обстрел велся не только из «Инрога», там были и другие пищали. Но как бы то ни было, эффект оказался впечатляющим — в стенах появились проломы.

К сожалению, штурм Нарвы, который поначалу развивался успешно, окончился неудачей. Шведам удалось отбить атаку.

В следующий раз мы встречаем упоминание этой пищали лишь в 1634 году. «Инрог» был доставлен к Смоленску, однако воевода Шеин крайне неудачно повел осаду, не сумев взять крепость до прибытия польской армии. В итоге он попал в окружение и был вынужден сдать все осадные орудия, включая «Инрог».

Поляки утащили трофейное чудовище в Варшаву, а позже перевезли в Эльбинг. Но приключения пищали на этом не кончились. В начале Северной войны, когда русские и поляки внезапно оказались союзниками, на территорию Речи Посполитой вторгся шведский король Карл XII. Заняв Эльбинг, он велел отправить отбитую у поляков пищаль к себе в Швецию.

И только в 1723 году, уже после окончания Северной войны, России удалось договорится о возвращении «Инрога» на родину. Доставил гигантскую пищаль из Стокгольма шведский купец Иоганн Прим, которому для этого пришлось разрезать орудие на три части. Позже ее спаял воедино русский мастер Семен Леонтьев.

Вот такие странствия выпали на долю чоховского «Единорога». Сейчас орудие находится в Санкт-Петербурге в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Источник: lsvsx.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...